Передовые разработки для моментальных анализов.

Элементы / Гаджеты

Медицина смартфона

Технические характеристики современного смартфона позволяют ему быть не только средством общения, игровым центром или точкой доступа в интернет. В последние годы ученые все чаще придают мобильным устройствам «медицинские» функции. За счет недорогих дополнительных элементов смартфоны становятся подобны кардиографу, УЗИ-сканеру или стетоскопу, а то и вовсе трансформируются в миниатюрные диагностические лаборатории. Журнал РБК изучил самые амбициозные разработки.

Текст: Иван Осипов

О чем молчат мужчины

Разновидность концепции «лаборатории в кармане» в июле 2016 года реализовали ученые из Медицинского университета Доккио и Университета Иллинойса — их статья вышла в журнале Fertility and Sterility. Авторы идеи решили помочь мужчинам, которые из стеснения или недостатка средств не обращаются к врачам для анализа спермы. Низкое качество семенной жидкости — причина 30% случаев, когда у пар не выходит зачать ребенка. Изобретение представляет собой набор элементов, главный из которых — мощная линза толщиной 1 мм, которая насаживается на камеру смартфона и трансформирует ее в микроскоп, способный увеличивать в 555 раз. В набор входят пипетка для забора образца и оргстекло для нанесения биоматериала и соединения с насадкой-микроскопом. По результатам анализа устройство подсчитывает общее количество сперматозоидов и процент подвижных половых клеток. Если показатели не в норме, пользователю стоит все же обратиться к врачу для точного вердикта своей репродуктивной функции. Точность анализа, утверждают изобретатели, практически не уступает лабораторным тестам. Устройство под брендом Tenga уже можно купить в Японии по скромной цене менее $10.

Универсал из «Звездного пути»

Устройство для диагностики состояния здоровья Scanadu Scout — коммерческая разработка. Его в 2013 году придумали инженеры американского стартапа Scanadu. Они вдохновились трикодером, которым в сериале Star Trek пользовался доктор Маккой. Приложив Scout на десять секунд к виску, пользователь получает на смартфон информацию о целом ряде параметров — температуре, давлении, частоте дыхания, сердечном ритме, базовую ЭКГ и др. Внутри устройства — 32-битный процессор под управлением ОС Micrium, (ее использует в своих аппаратах NASA), а также набор датчиков. Scanadu собрала краудфандингом $1,6 млн, затем привлекла еще около $50 млн от инвесторов. Цена устройства — от $150 до $200. Проблемой Scout стали разногласия с американским регулятором FDA, который затянул лицензирование медицинского статуса гаджета, а в начале 2017-го потребовал от производителя прекратить поддержку устройства.

ELISA для бедных

В феврале 2015 года группа ученых из Калифорнийского университета представила в журнале Science Translational Medicine изобретение, с помощью которого любой врач со смартфоном может за 15 минут провести анализ на ВИЧ-инфекцию и сифилис. Небольшое устройство, соединяется с гаджетом через разъем для наушников. В микрочип вставляется пластиковый контейнер с каплей крови. Когда «кассета» с биоматериалом оказывается внутри системы для экспресс-диагностики, пользователю необходимо запустить на смартфоне специальное приложение для старта процедуры. Результаты заносятся в память и выводятся на экран смартфона. Их качество, по заверениям исследователей, не уступает лабораторному иммуноферментному тесту ELISA. Но оборудование для ELISA стоит до $18 тыс., а производство системы, придуманной учеными, обходится не более чем в $34. В Руанде, где проводились эксперименты с разработкой, точность результатов анализов почти 100 беременных женщин близка к 100%.

Противораковый корпус

Насадка для смартфона, которая умеет анализировать ДНК человека, — изобретение с такой миссией представила в январе 2017 года в журнале Nature Communications группа ученых из Стокгольмского, Уппсальского и Калифорнийского университетов. Это легкий портативный микроскоп, который крепится на камеру мобильного устройства (пока он совместим с моделью Nokia Lumia 1020) и анализирует образцы ДНК на предмет мутаций, ассоциирующихся с целым рядом заболеваний, в том числе онкологических. Принцип работы прост: исследователь помещает образец ткани в контейнер, насадка-микроскоп «прочитывает» изображение биоматериала и делает вывод, есть ли в последовательности химических оснований ДНК отклонения, свидетельствующие о болезни. Результаты анализа выводятся на экран смартфона. В рамках экспериментов устройство успешно проанализировало раковые клетки с точностью, сравнимой с лабораторным оборудованием. Насадка, по оценке изобретателей, будет стоить не более $500, что вчетверо дешевле самых недорогих лабораторий для ДНК-анализа. Устройство призвано помочь развивающимся странам.

Фото: DR, Колумбийский Университет, Калифорнийский Университет в Лос-Анджелесе

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Как обеспечить страну отечественными лекарствами Как обеспечить страну отечественными лекарствами

Андрей Колокольцов — о перспективах российской фармацевтики

Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Ослепительная четверка Ослепительная четверка

Эти женщины вершили китайскую историю, губили и спасали царств

Что лучше, открыть окно или включить кондиционер? Что лучше, открыть окно или включить кондиционер?

Казалось бы, зачем использовать кондиционер, если можно опустить окно...

Константин Чайкин: Дело — время Константин Чайкин: Дело — время

История от создателя самых узнаваемых российских часов нового времени

Кокни пацана Кокни пацана

«Джентльмены»: образцовый Гай Ричи в восьми сериях

Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время» Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время»

Режиссер Александр Коршунов — о новом спектакле и театре «Сфера»

2 причины, почему нарциссы всегда возвращаются 2 причины, почему нарциссы всегда возвращаются

Зачем нарциссы возвращаются к своим бывшим снова и снова?

Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот» Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот»

Неофициальная поэзия 1960-х: поэтические содружества и авторы-одиночки

Полка
Дух свободы Дух свободы

Подчеркнуто мужское пространство со своей неповторимой атмосферой и харизмой

Астрономы увидели прорыв ударной волны сверхновой сквозь плотное околозвездное вещество Астрономы увидели прорыв ударной волны сверхновой сквозь плотное околозвездное вещество

Ученые проследили ударную волну сверхновой сквозь плотное околозвездное вещество

Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону 6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону

Как терять вес, получая удовольствие от процесса?

Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя» Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя»

Футуролог Андрей Михайлов — о влиянии технологий на человеческие привычки

Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом

София Ионеску — первая женщина-врач, которая провела операцию на головном мозге

Старикам везде у нас почет Старикам везде у нас почет

Самые уважаемые автомобильные марки в современной России

Автопилот
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

Бизнес на скорость и выносливость Бизнес на скорость и выносливость

Как изменились тренды мировой фитнес-индустрии

4 типа начальников и как ими управлять 4 типа начальников и как ими управлять

Какие существуют психотипы руководителей и как с ними взаимодействовать?

Изобретения на любой вкус Изобретения на любой вкус