Слуге не хватает народа
В конце нынешней недели — 21 июля — финиширует парламентская кампания на Украине. Каков расклад политических сил на финишной прямой и чем «сердце успокоится»?
Зачем вообще Зеленский распустил Верховную раду за полгода до естественного истечения срока ее полномочий? На этот вопрос ответить нетрудно: он решил «конвертировать» свой зашкаливающий президентский рейтинг в рейтинг парламентский, то есть в конкретные депутатские мандаты для собственной партии «Слуга народа». А делать это надо было быстро: согласно данным проведенных еще до выборов опросов, около 40 процентов избирателей Зеленского ждали от него результатов уже в ближайшие 6 месяцев после прихода к власти. Так что к октябрю рейтинги нового президента могли бы существенно просесть, а электоральные перспективы его партии ощутимо ухудшиться. Вот и пришлось ковать железо, пока горячо.
Правда, у этого сценария были и определенные риски. «Слуга народа» являлась партией по сути виртуальной: без проверенных кадров, без крупных фигур второго и третьего эшелона, без сети региональных партийных организаций, без перспективных кандидатов на мажоритарные округа и тому подобного. В этом смысле команде Зеленского, возможно, стоило бы взять паузу и потратить оставшиеся месяцы на формирование «избирательной машины». Вероятно, было бы выгодно также поменять и избирательную систему. Новый президент попытался инициировать такие изменения, но наткнулся на дружное сопротивление действующих нардепов. В итоге выборы 2019 года пройдут по тому же закону, что в 2014 и 2010 годах: 225 нардепов будут избраны по партийным спискам, а еще 225 — в мажоритарных округах.
В общем, в окружении главы государства предпочли кавалерийский наскок тщательно подготовленному наступлению. Однако реальность подготовила «кавалеристам» немало неприятных сюрпризов.
Понижающий тренд
На первый взгляд волноваться новому президенту и его молодой партии не о чем: «Слуга народа» на сегодняшний день является бесспорным лидером электоральной битвы. Социологи дают этой политсиле около 42 процентов голосов избирателей, что, по всей вероятности, сделает фракцию «слуг» самой многочисленной в парламенте нового созыва. Но если посмотреть на ситуацию чуть глубже, можно понять: поводов для беспокойства достаточно. Ведь сегодняшний уровень в 42 процента — это откат в сравнении с тем, что было несколько недель назад — речь шла тогда о 47 процентах, а по данным некоторых опросов — даже о 52 процентах голосов. И если тенденция к снижению рейтинга продолжится, то к финишу гонки «Слуга народа» рискует прийти с 38–40, а то и с 32– 35 процентами голосов избирателей. Если это действительно произойдет, то винить в этом Зеленскому и его команде будет некого, кроме самих себя.
Не секрет, что от Зеленского ждали в первую очередь реальных шагов по прекращению войны на Донбассе. Однако похвастаться в этом смысле главе государства критически нечем: в последние недели интенсивность боевых действий только выросла, сдвинуть с мертвой точки вопрос обмена пленными и политзаключенными также не удалось. Единственный успех, разведение сил в районе станицы Луганской, определенно не является достаточно прочным основанием для того, чтобы строить на нем образ президента-миротворца. Что же до обещаний Зеленского в ближайшее время закончить войну, то их украинский избиратель вдоволь наслушался еще от Порошенко и знает им цену.
На фоне снижения рейтингов «Слуги народа» особенно тревожным для команды президента выглядит наметившийся рост популярности политсилы с громоздким названием «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ). Эта партия является итогом эволюции части осколков вдребезги разбившейся Партии регионов. Возглавляет ее триумвират в составе официального лидера партии Юрия Бойко, ее сопредседателя Вадима Рабиновича (именно его политсиле, носившей название «За жизнь», ОПЗЖ «обязана» второй частью названия) и Виктора Медведчука, которого на Украине принято считать самым большим лоббистом российских интересов и называть не иначе как «кумом Путина».
Если Зеленский стремится выбрать линию поведения, которая должна понравиться сторонникам мира, но не оттолкнуть при этом представителей «партии войны», то ОПЗЖ ведет работу исключительно на «миротворческой» ниве и пытается набрать очки «на поле здравого смысла». Медведчук, например, так аргументирует важность восстановления отношений с Россией: «Мы не говорим, что мы должны снова целовать и обнимать друг друга. Мы говорим о восстановлении прагматичных экономических отношений. Если мы <...> продолжим эту антироссийскую политику и истерию, наша экономическая жизнь еще больше ухудшится». По словам нардепа, ежегодно без России Украина теряет до 20 млрд долларов в экспортном потенциале.
Медведчуку удалось добиться освобождения четверых находящихся в плену у ДНР и ЛНР украинских солдат; он же вместе с Бойко на переговорах в Санкт-Петербурге заручился обещанием 25‑процентной скидки на газ для Украины от главы «Газпрома» Миллера; наконец, принадлежащий (с недавних пор) Медведчуку канал NewsOne анонсировал на минувшей неделе проведение прямого телемоста Киев — Москва с рабочим названием «Надо поговорить». Последняя инициатива вызвала бурную истерику в рядах представителей «партии войны» (вплоть до призывов отобрать лицензию на вещание, обвинений в госизмене и вызовов на допросы в СБУ) и подчеркнуто негативную реакцию Зеленского, даже записавшего по этому поводу специальное видеообращение.