О чем хотят сказать наши неловкости
Досадные промахи случаются с каждым: соус на скатерти, новые перчатки в луже, шишка на лбу — результат контакта с дверным косяком… Случайные на первый взгляд, наши оплошности и промахи говорят многое о нас.
Кто-то бывает неловок лишь изредка, а с кем-то мелкие бытовые неприятности происходят постоянно. В зависимости от того, оступились ли мы сами или это произошло на наших глазах с кем-то другим, мы будем чувствовать неловкость или снисходительно улыбнемся, а неуклюжесть (собственную и чужую), скорее всего, объясним общей усталостью.
«Но в какой бы плохой физической форме мы ни находились, — говорит психолог Юлия Федотова, — подъем по лестнице или обращение со стеклянной посудой не должны представлять для нас существенных затруднений. Если же взрослый человек в обыденных ситуациях регулярно демонстрирует неуклюжесть, тому, скорее всего, имеется объяснение психологического характера».
Первым внимание на то, что повторяющиеся проявления неловкости могут говорить о скрытых внутренних проблемах, обратил Зигмунд Фрейд
В работе «Психопатология обыденной жизни» он предположил, что, спотыкаясь, роняя вещи, допуская опечатки, оговариваясь, мы бессознательно проявляем собственное нежелание совершать какие-то поступки и действия. Но это объяснение далеко не единственное.
Вопрос обучения
Неуклюжесть возникает только под взглядами окружающих — именно они указывают нам на эту особенность нашего поведения. В отсутствие замечаний людям, слывущим неловкими, едва ли представился бы шанс узнать о своем недостатке, и уж в любом случае он бы их не слишком обременял.
«Родители всегда звали меня „медвежонком“, — рассказывает 36-летняя Наталья. — Я вечно все роняла, на все натыкалась, все проливала… Прошлый Новый год мы праздновали с родителями мужа, и по дороге из кухни в гостиную я ухитрилась уронить блюдо с заливным, над которым моя свекровь трудилась чуть ли не сутки… Я концентрируюсь изо всех сил, стараюсь как могу. Но ничего не помогает!»
Те из нас, кто вопреки собственному желанию раз за разом воспроизводит в повседневной жизни номера из репертуара коверного в цирке, со временем начинают подозревать, что их неловкость сродни врожденному пороку.
Как правило, причины, заставляющие нас падать на ровном месте или наступать на ноги окружающим, — результат недостаточного психомоторного обучения на ранних этапах нашего развития
О необходимости такого обучения впервые заявил русский физиолог Иван Сеченов. Он доказал, что, тренируя ловкость, координацию, силу и скорость движений, взрослые помогают ребенку развивать все сенсорные системы организма: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную и вестибулярный аппарат.
«С первых недель и месяцев жизни, исследуя все, что попадется ему на глаза, под руку или „на зуб“, ребенок развивает психомоторику. Ползая, он учится „обтекать“ предметы; в этот период формируется умение переносить центр тяжести тела и действовать инстинктивно, — поясняет семейный психотерапевт Ольга Троицкая. — Некоторые родители слишком спешат, ставя ребенка на ножки, и, если в результате он начинает рано ходить, „рваная“ походка, неловкость при ходьбе могут остаться на долгие годы».