«Нулевой пациент»: как на самом деле расследовали первую вспышку ВИЧ в СССР
На «Кинопоиске» завершается сериал «Нулевой пациент» о трагедии, случившейся в элистинской больнице в 1988 году. Тогда ВИЧ инфицировались около 70 человек — причиной оказались повторно использованные шприцы, которыми пациентам вводили лекарства. Мы пообщались с академиком РАН, доктором медицинских наук Вадимом Покровским, оказавшимся на передовой расследования эпидемии и ставшим прототипом главного героя.
В «Нулевом пациенте» главные герои испытывают бессилие от того, что им приходится скрывать эпидемию. Что чувствовали вы, когда столкнулись с ВИЧ?
Ничего, кроме энтузиазма. Моя задача в первую очередь заключалась в том, чтобы доказать правительству: наша страна тоже подвергается риску, но к 1988 году мне уже удалось это сделать. Мы нашли больного СПИДом, эпизод об этом встречается в первой серии сериала, а затем мне удалось выявить всех его половых партнеров и отправить их на обследование.
Мы обнаружили пять человек, один из которых был донором, от него инфицировались несколько людей: сначала половые партнеры, а затем и их дети. Кроме того, мы зафиксировали случай внутрибольничной передачи — от одного больного другому.
Вероятно, вирус передался через шприцы, но так как мы восстанавливали события ретроспективно, то точно сказать не можем
В середине 1988 года началось массовое обследование населения на ВИЧ-инфекцию, до этого анализы брали только у доноров крови, а здесь стали проверять категории населения, которые находились в группе риска: наркопотребители, мужчины, имевшие секс с мужчинами, люди, с симптомами, похожими на ВИЧ-инфекцию, беременные женщины — практически те же, что и сейчас. Единственное отличие — сейчас кровь на ВИЧ берут добровольно, а тогда людей обследовали в обязательном порядке.
А как люди относились к просьбе сдать анализы?
Да нормально. В тот период не было никакой паники, в сериале немного преувеличен ажиотаж вокруг событий. Понимаете, мы ведь уже проводили расследование к тому моменту, сети, можно сказать, были расставлены, именно благодаря этому мы смогли обнаружить вспышку заболевания в Калмыкии и оперативно отреагировать.
Мне необходимо было установить связь между всеми случаями ВИЧ-инфицирования, и я сумел доказать: причина в том, что все люди лежали в одной больнице. Поскольку большая часть была детьми, половой путь передачи оказался исключен, и это сильно облегчило задачу.
Как тогда поступали с ВИЧ-инфицированными? Как мне известно, лечения на тот момент не существовало.
Это неправда. Терапия уже была, причем существовал даже отечественный препарат — «Азидотимидин». Его состав не отличался от импортного «Зидовудина», но наше лекарство изготавливалось другим методом и было даже чище, чем зарубежный аналог. Первого больного, так же, как и инфицированных детей, лечили «Азидотимидином».
Правда, со временем мы обнаружили, что ВИЧ в течение полугода вырабатывает новые формы, устойчивые к препарату
Терапия действовала лишь определенный период времени, и только когда появился большой выбор лекарств, ученые смогли разработать схему, которая включала комбинированное лечение тремя разными действующими веществами, и это оказалось эффективно.