«Нет смысла сидеть в России»: как сооснователь Starta Ventures Алексей Гирин помогает стартапам развиваться в США
Сооснователь Starta Ventures Алексей Гирин разочаровался в масштабах венчурного бизнеса в России, переехал в США и теперь учит стартапы делать бизнес в Америке
В октябре 2015-го в аэропорту имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке приземлился самолет из Москвы. Среди пассажиров был сооснователь фонда Starta Ventures Алексей Гирин, его жена, двое детейи кот. Они поселились в Нью-Джерси, в городке Эджуотер.
В итоге он живет в Штатах уже пять с половиной лет и запустил здесь собственный акселератор для стартапов, через который прошли 150 компаний. В портфеле фонда Starta Ventures более 130 компаний, которые пытаются обосноваться на американском рынке. Офис фонда занимает 500 метров в нью-йоркском офисе на Манхэттене, недалеко от знаменитого «здания-утюга» Flatiron building.
Дикий капитализм и работа по найму
Алексей Гирин родился в Москве в 1973 году, во время учебы в первой английской спецшколе в Сокольниках поступил в школу юного менеджера при университете имени Плеханова. «Конкурс был страшный, — вспоминает Гирин. — Я практически не понимал лекторов, но в то время это было чуть ли не первое мероприятие по экономике, куда мог прийти школьник». В старших классах, когда в стране начала зарождаться рыночная экономика, Алексей на поезде отправлял с друзьями сигареты в Венгрию и Румынию и получал джинсы. На первый серьезный заработок купил гоночный велосипед «Турист».
В 1990 году Гирину не повезло — он провалил экзамен по математике на экономфаке МГУ и пошел в Московский государственный университет коммерции, который единственный из всех вузов принимал документы на две недели позже — там он изучал международные экономические отношения и финансы и кредит. Диплом на тему венчурных инвестиций, по его словам, защитить его было легко, так как мало кто из преподавателей понимал, о чем эта работа.
В 1996 году один из однокурсников, которому к тому моменту было уже 40 лет, пригласил двадцатилетнего Гирина на должность финансового директора в family office «Доминанта». Фонд управлял $5 млн трех однокурсников Гирина. Его однокурсники были людьми непростыми и небедными — к примеру, один из партнеров был связан с «Газпромом», другой работал топ-менеджером в банке.
Гирин торговал преимущественно векселями, ГКО, «голубыми фишками» — бумагами «Газпрома» и «Мосэнерго». За два месяца до дефолта 1998 года он посоветовал поменять стратегию управления фондом: перестать торговать с плечом на падающем рынке. Руководство не прислушалось, Гирин уволился. «В августе 1998 года я был абсолютно свободным человеком. Было лето, я считал, что я молодец, что уволился до кризиса и что это уже не мои проблемы».
В конце 1998 года Гирин устроился финансовым директором производственного холдинга «Финист», который производил продукты питания в Подмосковье, но вскоре ему стало скучно. «Все мои друзья были успешными банкирами, нефтяниками, менеджерами. Жена пилила — ты такой умный, а живем мы хуже них. Каждый раз, когда я «примерял» на себя «рубашку» найма, мне становилось плохо», — вспоминает он.
Первый бизнес
В итоге в 1999 году Гирин открыл «АФД Консалтинг», которая помогала организовать бизнес-процессы в компаниях, а также занималась инвестициями. «Финист» стал ее первым клиентом, поэтому запуск не требовал больших вложений, вспоминает Гирин.
«Мы проигрывали и выигрывали», — рассказывает он. К примеру, в 2002 году «АФД Консалтинг» вложила $50 000 в компанию по переработке древесины в сорбенты для использования при разливах нефти. Но опытная установка компании в Краснодарском крае так и не появилась. Сам Гирин в то время вложил $15 000 в компанию по переработке пластиковых бутылок в нетканное волокно, через несколько месяцев заработал 200% дохода.