«Дети ТикТока»: что на самом деле волнует современную молодежь?
Зависимость от гаджетов, нелюбовь к учебе, эгоизм по отношению к взрослым… Это лишь три из множества стереотипов, которыми наградили зумеров — тех, кто родился в период 1997–2012 годов. Какие же они в действительности? И чему можно поучиться у очередного «потерянного поколения»?
В Московском городском педагогическом университете (МГПУ) провели уникальное исследование: 4 последних года студенты по просьбе преподавателей писали эссе о том, что для них действительно важно.
Проанализировав около 400 текстов, ученые составили сборник лучших работ, наиболее ярко отражающих мысли, тревоги и моральные ориентиры современных студентов. Сборник «Между реальностью и виртуальностью: ценности и смыслы поколения XXI века» — это настоящий портрет поколения, доказывающий, что зумеры — не просто «дети ТикТока», которые мало что умеют и ничем не интересуются. Это талантливые и глубоко мыслящие люди, способные на великие свершения.
Свобода и индивидуализм
Исследователи выяснили, что самые значимые ценности для студентов МГПУ — общечеловеческие. Мир, семья, любовь, дружба, образование, любимая работа. Кроме того, для них очень значимы такие понятия, как свобода, справедливость, гуманизм, честность. Они много размышляют о виртуальности, одиночестве, счастье и его недосягаемости, испытывают страх неопределенности и тревогу от непонимания. Их искренне волнует самореализация и принятие себя, они больше не хотят безусловно принадлежать какой-либо вере или какому-либо государству.
«На мой взгляд, самая яркая отличительная черта современного студенчества — это свобода в самом широком смысле этого слова и то, что называется „открытый взгляд“ — мышление аналитическое, гибкое, критическое и гуманистическое», — рассказывает Александра Жукоцкая, профессор МГПУ и один из авторов сборника.
И действительно, ребята много внимания уделяют понятию свободы. Они видят ее в возможности пользоваться интернетом, потому что он помогает преодолевать границы, находить друзей в самых отдаленных уголках мира, черпать знания из самых разнообразных источников. Ее они видят и в способности быть самодостаточным и не принадлежать к толпе.