Музейная радиоэлектроника
Естественное место гнездования загадочных предметов — музеи. У них две основные функции — хранить и просвещать. Загадочность прекрасно сочетается с функцией «хранить», но, казалось бы, она противоречит обучению и расширению кругозора. Загадочный — это неизвестный, какое уж тут обучение и расширение… Однако практика преподавания показала, что это не так: некоторая загадочность пробуждает интерес и увеличивает эффективность образования. Тут важно не перегнуть палку, оптимальный уровень загадочности разный для каждого из нас. Это уж как повезёт.
Если, глядя на какой-то предмет, мы знаем, из какого он музея, это может уменьшить загадочность — мы уже получили информацию о том, к какой области культуры он относится. Но иногда музей может приютить и вообще далёкий от него, но чем-то замечательный предмет. Например, именно своей загадочностью. Подобные ситуации мы сейчас увидим.
Давайте посетим «Музейный комплекс радиоэлектроники», расположенный в Москве на Рязанском проспекте. О нём — как, впрочем, о любом музее — стоило бы рассказать отдельно, но сейчас мы увидим лишь немногие из имеющихся там объектов. Начнём с менее загадочных.
На фото 1 — телевизор, на экран которого надета прозрачная окрашенная плёнка. Совсем немного фантазии, и мы догадываемся — телевизор чёрно-белый, а с этой плёнкой он становится цветным: небо голубое, а трава зелёная. Такие плёнки умельцы делали сами, но дистанционно управляемых аппаратов для смены плёнок (под разное количество неба), кажется, не было. Хотя умельцы делали вещи много сложнее.
На фото 2 — аппарат для изготовления пластинок, то есть для записи музыки. Грампластинки сначала были из шеллака — смолы, выделяемой некоторыми видами тропических насекомых, потом настала «эпоха винила». Но в самодельных устройствах резец наносил звуковую дорожку не на шеллак или винил, а на рентгеновскую плёнку, для чего использовались списанные из больниц старые рентгеноснимки. Поэтому такие пластинки, продававшиеся