«На мне Fendi, смотри»: как TikTok меняет моду
«РБК Стиль» рассказывает, как самое популярное приложение в российском App Store меняет первый ряд модных показов, способ презентации новых коллекций и даже наш шопинг-лист
Еще пару лет назад никто не мог предположить, что сервис для создания и просмотра коротких видео TikTok, принадлежащий пекинской компании ByteDance, настолько прочно закрепится в нашей жизни. В 2019 году рекорды по скачиваемости бил мессенджер WhatsApp, в то время как TikTok занимал лишь десятую строчку рейтинга самых популярных бесплатных приложений российского App Store. Сегодня сервис уверенно вытеснил конкурентов, причем количество его активных пользователей по всему миру продолжает расти. Аналитическая компания App Annie ожидает, что к 2021 году оно достигнет 1,2 млрд.
Эти цифры, как и то, что, согласно международной статистике, 41% аудитории TikTok составляют люди от 16 до 24 лет, сделали сервис привлекательным для модной индустрии. А она использует все средства для налаживания взаимоотношений с поколениями Y и Z с тех пор, как консалтинговая компания Bain & Company объявила, что их представители будут составлять 55% от глобального числа потребителей роскоши к 2025 году.
За последние месяцы в TikTok зарегистрировались такие бренды, как Burberry, Jacquemus, Gucci, Prada и Balmain, которые не только снимают для сервиса ироничные видеоролики в вертикальном формате, но и организовывают трансляции показов новых коллекций, хотя еще недавно для этого использовались лишь YouTube и Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Однако некоторые явления возникают в TikTok без их непосредственного участия, но с прямым влиянием на продажи.
Ставка на тиктокеров
Одним из первых перспективу в сервисе увидел Эди Слиман, креативный директор бренда Celine. В декабре 2019 года он снял для проекта «Celine Portrait: Portrait of a Teen Idol» Ноена Юбэнкса, белокурого школьника из пригорода Атланты, который на сегодняшний день набрал в соцсети 11 млн подписчиков благодаря мейкап-туториалам и танцам в розовой шубе, ковбойской шляпе и полосатом пуловере с изображением загипнотизированного Спанч Боба.
Присутствие тиктокера в рекламной кампании не вызвало негодования во многом потому, что он выглядел как профессиональная модель и не сильно выбивался из ряда других участников проекта: Маргарет Куэлли (Кошечка из «Однажды в… Голливуде») и Вулфа Гиллеспи, сына вокалиста Primal Scream Бобби Гиллеспи. Более того, для других брендов съемка стала сигналом к действию: со звездами TikTok — открытыми, самобытными и более понятными поколению Z, чем те, кто демонстрирует в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) несусветные богатства, — можно и даже нужно работать.
Уже на февральской Неделе моды в Милане тиктокеры потеснили журналистов, артистов и блогеров. Dolce & Gabbana пригласил на шоу 21-летнюю уроженку Таджикистана Дину Саеву, за которой в TikTok следят почти 18 млн чел., а Prada — 16-летнюю Чарли Д’Амелио из США, аудитория которой превышает 102 млн. Оба бренда предварительно одели своих амбассадоров, предвкушая определенный эффект, но не ожидая рекордного результата. А зря: видео Д’Амелио в интерьерах показа набрало почти 6 млн лайков, а фото с розовой сумкой Prada Re-Edition 2005 — более 2 млн лайков. Как зафиксировала компания Lyst, анализирующая поисковые запросы модных брендов, в течение 24 часов после публикации тиктокерши спрос на аксессуар вырос на 90%.