Как художники 60-х и 70-х выражали свои взгляды через телесные практики

Правила жизниИстория

На изящном: зачем Яеи Кусама раздевалась сама и раздевала других в своих антивоенных перформансах

В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров и знаковых для мирового искусства событий. В новом выпуске разбираемся, как художники шестидесятых и семидесятых выражали свои взгляды через телесные практики и почему обнажение — тоже протест.

Мария Аборонова

93ed4150f6b9f7c46519de83c798472b_ce_3266x2721x0x0.jpg
Фото: Capital Pictures/East News

В 1960–1970-х в искусстве художники стремились найти альтернативы модернизму, то есть искали новые образы, новые средства и материалы выражения, вплоть до выхода за рамки «холста». В итоге была стерта граница между искусством и повседневной жизнью. На этой волне популярность обрели перформансы и хэппенинги.

Искусство действия затрагивало многие социально-политические проблемы эпохи — дискриминацию женщин, расизм, войну во Вьетнаме и другие военные действия, СПИД и различные социальные и культурные табу. Важной составляющей перформансов и хэппенингов было использование тела художника в качестве формы произведений, так что многие антивоенные перформансы подчеркивали уязвимость тела — например, знаменитый перформанс Cut Piece Йоко Оно 1964-1966 годов, где присутствующие отрезали кусочки одежды художницы, пока она не осталась обнаженной.

Почему художники выражали протест через тело?

Война США против Вьетнама и ее ход массово обсуждались в СМИ. Чем больше тел и живых участников боевых действий возвращалось домой, тем больше в обществе росло напряжение и недовольство расхождением фактической картины событий с пропагандой правительства. Увеличение военного присутствия армии США во Вьетнаме администрацией Джона Кеннеди совпало еще и со второй волной феминистического движения. Таким образом, в шестидесятые перформансы представляли собой еще и критику патриархальных сил, которые создают и подпитывают войну. Многие артисты и авторы выступали против войны во Вьетнаме: Вито Аккончи и Кароли Шнееман,

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении