Может ли экологичный бизнес быть прибыльным в России? 6 факторов, на которые надо обратить внимание
Какие возможные преимущества и подводные камни ожидают малый и средний бизнес, связанный с производством экотоваров, на этом пути? Размышляет основатель и генеральный директор российской упаковочной компании «ПолиКап» Петр Кабин
Отказ от пластика — глобальный тренд, который набирает обороты во всем мире, в последние годы к нему присоединяется и Россия. Например, в марте, выступая на форуме «Чистая страна», заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко предложила запретить производство и использование пластиковых трубочек и посуды. По мнению чиновников, эта мера позволит к 2030 году снизить количество захораниваемых отходов на 50%. А президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию заявил о необходимости перехода к экономике замкнутого цикла и к расширению ответственности производителей за утилизацию мусора и упаковки. Какие возможные преимущества и подводные камни ожидают малый и средний бизнес, связанный с производством экотоваров, на этом пути? Размышляет основатель и генеральный директор российской упаковочной компании «ПолиКап» Петр Кабин.
Движение снизу вверх
В последние несколько лет интерес к защите окружающей среды и устойчивому развитию охватывает все больше людей. Причем запрос на экологичность идет снизу, от потребителя. Люди не только начинают организовываться самостоятельно — сортируют вторсырье, отказываются от использования пластиковых пакетов, сдают одежду на переработку, но также предъявляют определенные требования по уменьшению негативного воздействия на природу к государству и частным компаниям, в том числе малому и среднему бизнесу.
На первый взгляд может показаться, что спрос на экологичность должен быть выше там, где выше уровень жизни. Люди решили насущные вопросы, и у них появилось время подумать о более глобальных проблемах. Однако на самом деле все скорее наоборот. Я много путешествовал по миру и видел разные экологичные решения в самых небогатых регионах. В Пакистане полностью запрещено использовать пластик для упаковки, в ЮАР запрещены пластиковые пакеты, в Мексике — пластиковые трубочки. И объяснение здесь простое: в менее развитых странах мотивация у людей выше, потому что там нет умной системы переработки и раздельного сбора мусора, они видят последствия загрязнений своими глазами и хотят действовать.
Подобную тенденцию мы наблюдаем и в России: в регионах малый и средний бизнес больше интересуется экологической повесткой, чем в городах-миллионниках, по аналогичной причине — там гораздо меньше крупных программ и инициатив как со стороны государства, так и со стороны крупных компаний, чем в столице. Люди понимают, что если хочешь изменить что-то вокруг, то рассчитывать нужно в первую очередь на себя.
Если говорить о нише нашей компании — производство перерабатываемой одноразовой упаковки для кофеен, то спрос со стороны регионов очень большой. Мы продаем в регионы 70% нашей продукции, наши крышечки для кофейных стаканов навынос есть в 100 городах — от Махачкалы до Южно-Сахалинска, и мы ежемесячно наблюдаем прирост на 30–40 клиентов именно из небольших городов, далеких от центра. При этом наши клиенты — это предприниматели, занимающиеся мелким и средним бизнесом. Они видят, что экоупаковка дает им конкурентное преимущество. Да, она несколько дороже пластиковой, но эти затраты окупаются буквально за счет двух-трех дополнительно проданных чашек кофе в день (это реальные, а не гипотетические цифры). Зато такой бизнес начинает выделяться среди других кафе/ресторанов города, туда идут люди, они постят фото со стильными крышками в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — у кофейни растет социальный капитал и количество посетителей. Фактически использование экорасходников дает возможность каждому бизнесу внести свой посильный вклад в сохранение чистоты планеты. Ключевое слово здесь «посильный» — можно заботиться об экологии, не вдаваясь в экоактивизм и оставаясь бизнесом, то есть получая прибыль.