«Мечты о создании справедливого мира оказались утопией»: к 100-летию Ирины Антоновой
20 марта легендарной Ирине Антоновой, директору ГМИИ им. Пушкина, проработавшей в музее более 75 лет, исполнилось бы 100 лет. К ее юбилею издательство АСТ выпустило книгу с текстами бесед-лекций об искусстве, которые много лет Антонова вела на канале «Культура». Forbes Woman публикует несколько ключевых цитат и вспоминает ее главные проекты в музее
Благодаря усилиям Ирины Антоновой в музее открылись такие знаковые выставки как «Сокровища Тутанхамона», «Москва-Париж» и «Москва-Берлин». Она договорилась о том, чтобы «Джоконда» Леонардо да Винчи по пути из Токио в Париж сделала остановку в Москве и несколько месяцев выставлялась в Пушкинском музее. Антонова взяла на себя смелость достать из запасников и выставить в музее импрессионистов и постимпрессионистов из коллекции Щукина и Морозова, которые много лет хранились в музее, а в 1990-х — и трофейное «Золото Трои. Клад Приама», перевезенное советскими войсками по репарациям из Берлина.
«Конечно, мы судим о коллекциях музея по тем произведениям, которые в нем находятся, но иногда музей крепкими узами связывается и с художественными произведениями, которые не принадлежат ему и лишь однажды какое-то время в нем находились. На протяжении десяти лет в музее хранилось одно из самых великих и легендарных произведений мирового искусства — «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Она была вывезена из шахт под Дрезденом и спасена нашими солдатами уже после окончания Второй мировой войны вместе со многими другими произведениями искусства. Перед возвращением в Германию выставка «Сокровища Дрезденской галереи» четыре месяца экспонировалась в музее. Я думаю, что в памяти культуры, в памяти ныне живущих людей и в памяти тех, кто придет после нас, конечно, навсегда останется сам факт пребывания «Сикстинской Мадонны» в Пушкинском музее. Мы можем сказать: «Она была здесь!», — рассказывает Ирина Антонова в своих «Диалогах об искусстве. Пятом измерении».
Ирина Антонова стала первым куратором выставок, где русское искусство показывалось одновременно с европейским. «Рассматривая коллекции произведений искусств любого музея, мы найдем сквозные темы, объединяющие художественные произведения, созданные в разные века и в разных странах. Сюжетные основы изобразительного искусства очень разнообразны — это сам человек, его окружение, природа и то, что называется, вторая природа, то есть тот мир вещей, который человек создает. И есть главные, ведущие темы, которые волновали художников во все времена. Это, в первую очередь, темы любви, смерти, героизма, творчества. Такие темы носят название «вечных тем» в искусстве», — говорит Ирина Антонова.
С разрешения издательства АСТ Forbes Life публикует фрагменты книги «Ирина Антонова. Диалоги об искусстве. Пятое измерение» и вспоминает ключевые проекты Ирины Александровны в Пушкинском музее.
«Сокровища гробницы Тутанхамона», 1974
«Религия Древнего Египта была обращена к загробной жизни, поэтому древнеегипетские художники старались в своих произведениях, которые предназначались чаще всего для гробниц, то есть создавались для того, чтобы сопровождать умершего в загробном пути, сохранять реалии жизни земной. Отсюда тот особый реализм, который характерен для египетского искусства».
«Удивительный характер лирических взаимоотношений можно увидеть на двух памятниках из гробницы Тутанхамона. В 1974 году Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина показывал в Москве выставку Сокровища Тутанхамона из Национального музея в Каире, и зрители имели возможность восхищаться, в частности, плакеткой из слоновой кости, на которой изображен Тутанхамон с супругой в саду. Две фигуры совершенно изумительны и по цвету, и по изображению. Они обращены друг к другу, они наслаждаются цветами и какими-то диковинными растениями. Поражает красота линий, которыми очерчена фигура супруги Тутанхамона, — женственных, нежных и вместе с тем сексуально выразительных. На спинке трона Тутанхамона изображена не менее прекрасная группа: сам фараон сидит на троне, а его супруга, прикасаясь к нему, что-то ему говорит. Известно, что этот фараон умер юношей, не дожив