Маньяки в наушниках: 9 самых интересных подкастов о реальных преступлениях
Программы о маньяках и жестоких убийствах не первый год входят в топы международных аудиоплатформ — Forbes Life рассказывает о развитии жанра true crime и самых интересных подкастах на русском и английском языке
Если верны исторические изыскания Юваля Ной Харари, то сегодня — самое спокойное в планетарном масштабе время за всю обозримую историю человечества. Прививку от нового вируса, который становится причиной пандемии, можно изготовить и выпустить на рынок меньше чем за год, борьбу с голодом в рейтинге главных угроз человеческому роду медленно заслоняет борьба с ожирением, а многоразовые ракеты для космических путешествий строят частные компании.
Одним из неоспоримых плюсов современной жизни в прогрессивном обществе является и отсутствие необходимости подвергать себя серьезному риску, чтобы пощекотать нервы и разбавить серые будни. При этом страх — одно из базовых и самых сильных чувств, доступных человеку, а адреналин — важный для организма гормон. Потребление контента в жанрах триллера, хоррора и особенно true crime (жанр, где автор занимается исследованием реальных преступлений) помимо прочего, помогает смириться с мыслью, что застраховаться от всего плохого в жизни невозможно. Кроме того, интерес к расследованиям реальных преступлений значительно оправдан своей социальной значимостью.
True crime как самостоятельный жанр сформировался в прошлом столетии, а первые опыты в поле изучения настоящих преступлений совершались на поприще литературы. Если выделить из небольших разрозненных криминальных очерков XIX и первой половины XX века наиболее значимые довольно трудно, то первый по-настоящему популярный true crime роман, который и принято считать точкой отсчета для нового жанра, — это «Хладнокровное убийство» Трумена Капоте, впервые изданый в 1966 году. Увидев в 1959-м году заметку в The New York Times об убийстве четырех человек в городке Холкомб, Капоте заинтересовался этой историей и поехал на место преступления. 8000 страниц собранной им в ходе расследования информации и легли в основу журналистского романа.
То, что впоследствии интерес к жанру true crime только возрастал, было связано с целым рядом громких произведений. «Helter Skelter: Правда о Чарли Мэнсоне» Винсента Буглиози и Курта Джентри 1974 года, описывающая судебный процесс над участниками «Семьи» Мэнсона по делу об убийстве актрисы Шэрон Тэйт с друзьями. «Песнь палача» Нормана Мейлера 1979-го об убийце Гэри Гилморе. «Незнакомец рядом со мной» Энн Рул 1982 года, рассказывающая о Теде Банди. «Зодиак» Роберта Грэйсмита, вышедшый в 1984-м и рассказывающий историю серийного убийцы, который остался не пойман. Все эти книги становились своего рода сенсациями и вызывали бурное обсуждение в обществе. Феномен true crime оказал влияние как на художественную литературу, где авторы все чаще уделяли внимание историям настоящих маньяков и серийных убийц, так и на американский кинематограф 1990-х – 2000-х.
Позже true crime пришел в сериалы. В 2015-м вышло два громких проекта «Создавая убийцу» на Netflix и «Тайны миллиардера» на HBO. Начавшийся как раз в то время в США бум подкастинга быстро подхватил тренд. Именно благодаря аудиоформату подкастов жанр true crime получил и новый виток в развитии. Доступность, некоторая интимность при прослушивании, доводящая остроту ощущений слушателя до предела, возможность максимально детального погружения в каждое из реальных уголовных дел (выстроить устный нарратив, подкрепленный аудиозаписями с места событий куда проще, чем снять документальный фильм), вариативность в плане подачи материала — все это позволило подкастам, посвященным реальным преступлениям, набрать популярность.