«Маятник сна»
В 1924 году немецкий психиатр Ганс Бергер впервые получил запись ЭЭГ человека с помощью специального прибора — энцефалографа. Благодаря его изобретению спустя некоторое время ученые подтвердили существование быстрой фазы сна, сделав одно из важнейших открытий XX века. С тех пор в распоряжении сомнологов появились и другие инструменты, от фМРТ до оптогенетики, и за минувший век ученые немало узнали о том, что происходит с нами во сне и зачем он нужен. Тем не менее, на многие вопросы мы все еще не можем дать уверенный ответ: например, чем все-таки занят во время сна мозг и почему человек видит сны? В книге «Маятник сна» (издательство «Минск: Дискурс») доктор биологических наук Владимир Ковальзон рассказывает, что мы знаем о ночном отдыхе у животных и человека, как это помогает нам приблизиться к ответам на фундаментальные вопросы об устройстве сна и благодаря кому мы сегодня знаем про сон больше, чем в начале прошлого века. Оргкомитет премии «Просветитель» включил эту книгу в «длинный список» из 25 книг, среди которых будут выбраны финалисты и лауреаты премии. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком, посвященным обнаружению и исследованию фазы быстрого сна.
Парадоксы парадоксального сна
К середине XX века многим ученым казалось, что механизмы сна в основном уже разгаданы. О цикличности ночного сна они не догадывались, так как с целью экономии бумаги регистрация электроэнцефалограммы во время сна проводилась либо недолго в самом начале ночи, либо урывками несколько раз за ночь, каждый раз на протяжении нескольких минут. Да и перспектива бодрствовать всю ночь, регистрируя сон испытуемого или пациента, мало кого привлекала. Однако во второй половине столетия было совершено еще одно великое открытие в области сомнологии: была обнаружена (и в последующем интерпретирована как отдельное функциональное состояние) фаза быстрого, или парадоксального, сна.
Как говорит наш коллега профессор Иван Пигарев (погиб в июле 2021 года — прим. N + 1): «Не столь уж важно, кто совершил то или иное открытие первым; гораздо важнее, кто совершил его последним!» Можно привести в качестве примера открытие Американского континента, которое, как теперь хорошо известно, происходило неоднократно и до, и после Колумба на протяжении веков. Последним в ряду «первооткрывателей» был Америго Веспуччи — в честь него эта часть света и названа…
Эта аналогия относится и к истории открытия быстрого сна. Подобное состояние открывали неоднократно и у животных, и у людей. До наших дней дошло несколько имен таких донаучных «первооткрывателей», интуитивно догадавшихся, что внутри сна есть особые периоды активации, которые у домашних животных сопровождаются выраженными мышечными подергиваниями, а у людей — переживанием ярких, эмоционально окрашенных сновидений. Кроме уже упоминавшихся древнеиндийских мудрецов, это римский поэт Лукреций (I век до н. э.), французский врач Жан Фернель (1554), итальянский натурфилософ Феличе Фонтана (1765) и др. Однако их разрозненные наблюдения оставались вне поля зрения широкой массы натурфилософов, врачей и вообще европейской читающей публики. Последние явно или неявно находились под влиянием аристотелевских представлений о сне как о маргинальном и пассивном состоянии.
Особую роль в открытии быстрого сна в ХХ веке сыграли советские исследователи М. П. Денисова и Н. Л. Фигурин, которые в 1926 году в статье «Периодические явления во сне у детей», опубликованной во втором сборнике «Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы», впервые описали возникновение эпизодов движений глазных яблок каждые 50 минут, сопровождающихся учащением дыхания и сниженной общей двигательной активностью, у детей в возрасте от двух месяцев до двух лет. Я уже упоминал, что именно эта работа очень заинтересовала профессора физиологии Чикагского университета Натаниэля Клейтмана, родным языком которого был русский. Клейтман упомянул ее в своей энциклопедической монографии «Сон и бодрствование» (1939), а через много лет, в начале 1950-х годов, уже после появления первых электроэнцефалографов, поручил своему аспиранту Юджину Азеринскому