«Любимчик Сталина»: почему погиб самолет Сигизмунда Леваневского
В список на награждение звездой Героя Советского Союза его внес лично Сталин. Оправдать доверие, оправдаться перед собой — такой стала жизненная установка Сигизмунда Леваневского, и она привела пилота к гибели
12 августа 1937 года из Москвы в Америку с тайным грузом на борту вылетел самолет ДБ-А под командованием летчика Леваневского. 13 августа в 17:53 от экипажа пришла радиограмма. Она оказалась последней — самолет исчез. Он не найден до сих пор.
В отличие от других летчиков, получивших звание Героя за спасение в 1934 году челюскинцев, Сигизмунд Леваневский не вывез со льдов Карского моря ни одного человека. Он доставил врача в базовый лагерь, а до челюскинцев не долетел из-за неполадок с самолетом. Но имя Леваневского в список на награждение внес сам Сталин. Почему летчик, который еще вчера мало кому был известен, вдруг попал в милость вождя, неясно. Но клеймо «любимчик Сталина» прицепилось к пилоту навсегда. С этого момента началась гонка Леваневского с самим собой.
Первая попытка: самолет от врага народа
В начале 30-х годов XX века идея дальних перелетов буквально витала в воздухе — французы пытались преодолеть маршрут Париж — Хабаровск, поляки пробовали осуществить перелет Варшава — Красноярск. Думал о подобном и Леваневский: сверхдальний перелет стал бы для него прекрасной возможностью доказать и себе, и другим, что он чего-то стоит.
В 1932 году Андрей Туполев разработал самолет, рассчитанный на дальние перелеты. Спустя почти два года АНТ-25, управляемый Михаилом Громовым (он считался самым сильным пилотом), совершил рекордный по дальности и продолжительности полет по замкнутому маршруту: 12 411 километров за 75 часов.
Мечта Громова о беспосадочном рейсе в США перестала казаться фантастикой. Но его опередил Леваневский. Летчик первым обратился к вождю и легко добился у Сталина разрешения на полет по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско. Казалось, теперь Леваневскому вряд ли что-то помешает самооправдаться за «незаслуженную» награду. Если хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах.
3 августа 1935 года Леваневский на самолете АНТ-25 со вторым пилотом Георгием Байдуковым и штурманом Виктором Левченко стартовал из Москвы. Но через несколько часов, пролетая над Баренцевым морем, летчики заметили утечку масла. Леваневский приказал разворачивать самолет, но Байдуков настаивал на продолжении полета. Командир экипажа достал пистолет…
Ослушаться Леваневского боялись: он не пощадит того, кто не выполнит приказ. Однажды подобное уже случалось. При спасении американского летчика Джеймса Маттерна, совершившего аварийную посадку на Чукотке, Леваневский чуть не пристрелил матроса, взявшего шоколадку из неприкосновенного запаса.
АНТ-25
Разработчик: А. Н. Туполев
Экипаж: 3 человека
Размах крыла: 34 м
Длина: 13 м
Максимальная скорость: 200 км/ч
Максимальная дальность полета: 10 000 км
По возвращении в Москву весь экипаж вызвали на политбюро, где присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов и, конечно же, авиаконструктор Туполев.