Lean — философия бережливого производства в стартапе
Зачастую при работе со стартапом не получается стопроцентно предугадать развитие событий. Поэтому важно действовать гибко: смотреть, что работает лучше, и меняться в процессе. Есть разные подходы к разработке IT-стартапов, и сегодня мы подробно остановимся на Lean методе. Расскажем, как он работает, из каких этапов состоит и, главное, как он минимизирует потери финансов, времени и ресурсов.
Экскурс в историю
Давайте для начала разберемся, что это за философия и каковы ее истоки. В переводе с английского “lean” — стройный, постоянный. Другое более понятное название — бережливое производство. Этот подход придумал Тайти Оно на заводе Toyota в 50-х годах прошлого века. После войны Япония нуждалась в новых автомобилях, но спрос был не так велик, чтобы оборудовать мощное производство, как, например, у компании Ford.
Требовались разные типы автомобилей: машины малой и средней грузоподъемности, легковые и так далее. Однако спрос на каждый тип был невысоким. Японцы научились работать по-новому: производить много моделей каждого типа автомобиля при низком спросе.
Стартовая точка в Lean философии — ценность для клиента. Поэтому все, что не прибавляет ценности, по мнению бережливого производства, — это потери, которые необходимо устранить.
Главные задачи промышленного производства по Lean это:
- сократить затраты как финансовые, так и трудовые;
- уменьшить сроки изготовления продукции;
- сократить производственные и складские площади;
- гарантировать поставку продукции заказчику;
- обеспечить максимальное качество при определенной стоимости или минимальную стоимость при определенном качестве.
С производством более-менее понятно. А как применить данный подход в IT-сфере, а конкретнее, при разработке стартапов?
Lean применительно к стартапам
Цели, применяемые в методологии Lean к стартапам, такие же, и основываются на принципе бережливости. Основная задача — не тратить огромные силы и деньги на разработку избыточных частей проекта. Стартап по философии Lean нацелен быстро выдать первую версию минимально жизнеспособного продукта (Minimum Viable Product, MVP), который позволит получить обратную связь от пользователей. Благодаря такому методу становится понятно, в чем именно заинтересована целевая аудитория и за что она готова платить.
При разработке в качестве ориентира выбирается реальный спрос, нацеленный на потребителя. Такой подход помогает снизить количество опасностей, которые могут поджидать стартап.
- Неработающий бизнес-план. Потому что Lean строит бизнес-модель в процессе разработки продукта и выбирает только то, что действительно работает.
- Перепроизводство или избыточный функционал. Когда команда стартапа увлеклась и реализовала функционал, который оказался не востребован конечным пользователем. С Lean риск такой проблемы снижается.
- Ожидания и согласования. Не будет ситуации, когда согласования не заканчиваются, а работа над продуктом все никак не начинается.
- Избыточные этапы. Не будет чрезмерного тестирования и доведения до идеала, которые в итоге приведут к неизбежной отсрочке по выпуску продукта.