Крах диктатуры, биографии Черчилля и Наполеона: самый ожидаемый нон-фикшен 2023 года
Исследование природы диктатуры, зависимость гендерных особенностей от тестостерона, автобиография Тарантино и уроки политики от Уинстона Черчилля, — Forbes Life составил календарь выхода наиболее интересных новинок в жанре нон-фикшен в 2023 году
Среди мировых новинок, которые будут опубликованы в России в 2023 году, много исследований, посвященных генетике, биографии больших политиков и новое экономическое размышление Нассима Талеба. А еще биограф принцессы Дианы раскрывает новые дворцовые тайны, обозреватель «Фонтанки» знакомит с мировой литературой, урбанистка из Канады помогает проектировать город нового типа, дружелюбный для женщин.
Многих новинок еще не существует даже в виде верстки, но подготовку к публикации подтвердили нам авторы, переводчики и редакторы, они же рассказали о книгах подробнее. А если вы пропустили подборку главных художественных произведений года, то их можно прочитать здесь и здесь.
Александр Баунов «Конец режима: Как закончились три европейские диктатуры»
Издательство: «Альпина Паблишер»
Дата выхода: январь
Политическая аналитика, основанная на проработанном фактическом материале, — чтение крайне полезное и увлекательное. За два года пандемии политолог и публицист Александр Баунов написал академическое по уровню погружения и научно-популярное по подаче исследование европейских диктатур второй половины ХХ века. Он взял три не самых очевидных режима — Франко в Испании, Салазара в Португалии и «черных полковников» в Греции — и показал, как они формировались, пытались продлить свое существование и как завершились.
«Мы давно предложили Александру написать книгу про то, как разные страны проходят трансформацию политических режимов, — рассказал Forbes Life главный редактор «Альпины Паблишер» Сергей Турко, — автор остановился на трех режимах, которые, на его взгляд, наиболее интересны. Получилась не только прекрасная историческая книга, но и глубокая аналитическая работа о факторах, которые способствуют стабильности диктатуры и ее разрушению».
Например, Баунов разбирает, как греческий режим «черных полковников» наступил на грабли обманчивой привлекательности маленькой победоносной войны, и вместо быстрого эффекта единения нации хунта получила волну недовольства, которая в итоге и уничтожила диктатуру. Вообще все три режима закончились тем, что граждане предпочли демократический строй авторитарному. Об отличиях и сходствах мирной трансформации в Испании, революционных событий в Португалии и военной авантюры в Греции исследователь и аналитик Баунов пишет со взвешенной и отстраненной интонацией, которая придает еще большую убедительность его словам.
Сиддхартха Мукерджи «Ген. Сокровенная история»
Издательство: «Corpus», перевод с английского Ольги Волковой, Ксении Сайфулиной.
Дата выхода: февраль.
Американский врач и онколог индийского происхождения Сиддхартха Мукерджи, автор книги «Император всех болезней: Биография рака» и лауреат Пулитцеровской премии, написал о возможностях и опасностях современной генетики. С одной стороны, это история генетических исследований, начиная с Аристотеля и заканчивая учеными ХХI века, которые составили карту генома человека. С другой — сокровенная, практически интимная история самого Мукерджи, потому что одна из ключевых линий рассказа посвящена генетическим особенностям его бенгальской семьи. У отца была генетически обусловленная патология мозга, а у внешне здоровых двоюродных братьев и дядей внезапно проявилась шизофрения, вызванная генетическим наследием. Ключевое в книге — предостережение ученого и врача о том, почему нельзя позволять генетическим предрасположенностям определять человека или его судьбу.
«Книга «Ген» показалась мне замечательной, — рассказала Forbes Life переводчик Ксения Сайфулина, — я получила большое удовольствие от перевода. Это увлекательный экскурс в генетику и историю ее развития, пропущенный сквозь призму жизни автора и его семьи. Авторский голос в книге явно слышен — в научно-популярной литературе это бывает, как мне кажется, не так часто. Мукерджи бережно проводит читателя по вехам развития генетики, ни на миг не оставляя наедине с холодными фактами (но и с ними в книге все в порядке). Эта книга – хороший вариант, чтобы познакомиться с генетикой или освежить ее в памяти».
Нассим Николас Талеб «Статистические последствия жирных хвостов»
Издательство: «Азбука», серия «Азбука-Бизнес», перевод с английского Виктора Боруна
Дата выхода: февраль
В год, когда мы как будто живем в стае черных лебедей («черный лебедь» — понятие, введенное самим Талебом в одной из его книг; оно обозначает неожиданное событие с масштабными последствиями, которое постфактум кажется логичным, — Forbes Life), нью-йоркский финансовый гуру Нассим Николас Талеб выпустил новое провокационное исследование. В нем автор «Антихрупкости» и «Черного лебедя» демонстрирует, что большинство общепринятых представлений о статистике и экономике совершенно ошибочны.
«Как по историческим данным оценить величину будущего рекордного цунами? Почему на многолетней дистанции портфели хедж-фондов не растут хотя бы со скоростью роста фондового рынка? Почему статистика войн в мире не дает, увы, повода для оптимизма, вопреки книге Пинкера «Лучшее в нас»? С формулами и графиками Талеб рассказывает то, чему пока не учат студентов», — рассказывает переводчик книги Виктор Борун.
Елена Кузнецова «От Одиссея до Гарри Поттера. Наглядная навигация по морю литературы»
Издательство: «МИФ»
Дата выхода: февраль
Дерзкая и остроумная попытка Елены Кузнецовой уложить тысячелетия истории литературы — от «Эпоса о Гильгамеше» до романов, созданных нейросетью, — в одну книгу и сделать это увлекательно, чтобы она нравилась и старшим школьникам, и их родителям.
«Многие чудесные вещи, о которых мы, взрослые, говорим в приложении к литературе — мультикультурализм, феминизм, автофикшн, размывание границ между «легким» и «серьезным» чтивом — до мира подростков не доходят, — рассказывает литературный обозреватель и редактор отдела культуры «Фонтанки.ру» Елена Кузнецова. — С ними зачастую продолжают говорить о книгах тоном ментора из школы: пересыпая речь многочисленными эпитетами вроде «великий», обращая внимание только на отечественную литературу и обходя такие важные вещи, как комиксы или Young Adult. Все это я попыталась искоренить в своей книге: использовала как можно более современный язык, шутила, сравнивала историю и современность. Так оказалась, что «Медея» Еврипида — вполне себе феминистская трагедия, а поэмы Гомера по сюжету и композиции напоминают голливудские блокбастеры».