Конец «эпохи poker face» и плавучие города: в каком мире мы будем жить через 10 лет
Плавучие города, до которых дотянутся спутники Starlink и долетят дроны-доставщики. Виртуальная реальность, где можно примерить на себя чужую жизнь и поговорить с теми, для кого жизнь уже закончилась. Как изменится наш мир в ближайшие 10―15 лет, Forbes Life рассказали футурологи.
От интернета вещей к интернету всего
Элина Хилтунен, доктор технических наук и одна из 50 ведущих женщин-футурологов по версии Forbes, уверена: интернет вещей (англ. Internet of things, IoT) эволюционирует. Скоро к сети будут подключены и живые объекты.
Интернет вещей объединяет устройства в сети, по которым обрабатываются и передаются данные. Эти устройства работают самостоятельно, «общаясь» друг с другом, но люди могут их настраивать. Датчик движения следит за безопасностью в вашем доме, и при подозрительной активности посылает уведомление на ваш смартфон, параллельно сообщая адрес в полицию. Тостер, чайник, стиральная машина ― все можно включить и настроить через смартфон или фитнес-браслет.
Если масштабировать «умный» дом, получится «умный город», где камеры могут найти преступника среди десятков тысяч человек, а полицейские носят AR-очки. Это и есть интернет вещей, где устройства коммуницируют через программное обеспечение, приложения или технические устройства. Но IoT включает в себя лишь неодушевленные предметы, в то время как интернет всего (англ. Internet of Everything, IoE), уверена Хилтунен, позволит «подключить» к сети людей и оцифровать жизненные процессы. Например, можно будет проглотить «умную таблетку», которая диагностирует состояние здоровья человека и передаст данные его виртуальному врачу для подбора лечения. Рынку smart pills прогнозируют среднегодовой темп роста около 24%.
Трансформация IoT в IoE была предсказана несколько лет назад и уже в ближайшие 10―15 лет, по мнению Элины Хилтунен, она даст плоды: «Развитие технологий и цифровизация изменят как отдельные экономические и бизнес-процессы, так и целые города. 5G (пятое поколение мобильных сетей ― Forbes Life) создает основу для масштабной работы интернета вещей. Сейчас все больше устройств ― от беспилотных автомобилей до «умных» часов ― подсоединены к сети. Тенденция будет усиливаться, в сети окажется буквально все».
Следующей ступенью развития коммуникаций, по словам Хилтунен, станут цифровые аватары. Виртуальные персонажи уже стали блогерами и телеведущими. Samsung показывал аватаров медсестры, скаута, фитнес-тренера, секретаря. Сбер инвестировал в стартап Malivar, который создает виртуальных людей на основе нейросетей и компьютерной графики. Как считает Хилтунен, аватары станут не только широко распространенными, но и более персонифицированными: «Моя умершая мама, например, могла бы принять облик врача и помогать мне в вопросах здоровья». Звучит неоднозначно, но «встречи» с умершими людьми в виртуальной реальности уже возможны. В 2020 году кореянка Джан Джи-Сун смогла увидеть и поговорить со своей дочерью, погибшей от лейкемии.
Конец «эпохи poker face»
Анна-Лиз Кьер, лондонский футуролог и основательница агентства прогнозирования Kjaer Global, среди трендов на ближайшие десятилетия выделяет технологии эмпатии: «Сейчас люди вдохновлены, наделены силой влияния и связаны друг с другом. Это ощущается ярче, чем когда-либо. Мы стали аналоговыми существами в цифровой реальности и хотим эмпатических, ориентированных на человека технологий».
В научном мире эту тенденцию рассматривают с двух сторон. Во-первых, машины смогут считывать наше внутреннее состояние по внешним проявлениям, и это станет концом «эпохи poker face» — люди больше не смогут скрывать свои эмоции, по крайней мере, от ИИ. Расширенные зрачки, количество выделяемого пота, электрическое сопротивление кожи ― все, что заметят машины, может быть использовано для создания адаптивных технологий.