Картошка — плод разврата, или пошлые и странные легенды старообрядцев
Кто такие старообрядцы, почему некоторые из них не едят конину и ненавидят чеснок, а также что отрицали «дырники».
Старообрядцы — это комьюнити, которое живет по своим правилами, убеждениям и предубеждениям с середины 17 века. Мы не собираемся разбирать их уклад и тем более, критиковать его — человек сам выбирает, как ему удобнее выстраивать свою жизнь, и если его установки не мешают окружающим, его путь никого не должен волновать. Но знакомство с внутренними устоями, приметами и присказками старообрядцев не относится к оценке их культуры. Это желание прикоснуться к чему-то отличному от того мира, в котором живет большинство из нас.
Интересно же!
Сделать акцент именно на пошлых и странных легендах вдохновили мифы старообрядцев Печоры. Согласно им, картофель и табак — это греховные овощ и растение. Но об этом после. Сначала коротко расскажем о происхождении старообрядцев.
Как и почему появились старообрядцы
Старообрядцами, называют носителей традиционной русской религиозности. Первое упоминание этого неоднородного религиозного учения внутри Русской православной церкви датируется серединой 17 века. Тогда часть христиан отошла от православной церкви после реформ московского патриарха Никона. Целью реформ была унификация греческого и русского православных обрядов, которая помогла бы объединить всех славян.
Унификация заключалась в редактуре церковных текстов и переходе от двоеперстного крещения к троеперстному.
Если до реформ поднятые указательный и средний пальцы означали человеческую и божественную природу Иисуса Христа, а сложенные мизинец, безымянный и большой пальцы — Святую Троицу, то после нужно было складывать вместе средний, указательный и большой. Они стали символом Троицы, а прижатые к ладони мизинец и безымянный — природы Христа.
Изменение церкви по греческому образцу русским православным не понравилось. Для людей, уверенных в своей вере, такие изменения казались кощунственными. Это и стало причиной раскола православной церкви. Поэтому до конца 19 века на Руси православием называлось не христианство, а Русское язычество. Еще их называли православами.
Христианство развивалось отдельно как ортодоксальная католическая церковь. После реформы Никона большинство православов принимали христианство как веру своего Царя, но сохраняли свою обрядность, хотя и изучали христианскую. Постепенно православные священники стали выполнять те же обязанности, что и христианские. Но Синоду не понравилось такое совмещение. Поэтому в последующие годы он начал препятствовать передаче традиций православов и оставлять только устои христианских попов.
В результате православие в своем первоначальном виде было разрушено или ушло в подполье, а его имя осталось за христианской церковью.
Одним из самых известных противников христианства был писатель Лев Толстой. Греческие догматы, которые внедрили в ходе реформ, он называл грудой мусора, которым «завалили доброе ядро евангельского учения». Новые догмы, по его словам, «клином вбиваются в голову и разбивают мозг, веру в разум и заслоняют от души „вящее“ в законе: любовь — жизнь по заповедям Христовым».