Изгнание доллара: к чему приведут новые санкции США
Обещанный новый раунд санкций уже ударил по курсу рубля и может транслироваться в рост цен на топливо. Кто еще окажется под ударом?
Маховик санкций продолжает раскручиваться, несмотря на надежду на нормализацию отношений, промелькнувшую после июльской встречи президентов Владимира Путина и Дональда Трампа в Хельсинки. Администрация Трампа вынуждена реагировать на недовольство американского истеблишмента и оппозиции, обвинившей президента в «бесхребетности», и конкурирует в вопросе введения санкций с американским Конгрессом. Новые санкции могут иметь крайне неприятные последствия для российской экономики, в том числе для топливно-энергетического сектора. С другой стороны, они подстегнут Россию к ускорению процесса импортозамещения.
Радикальные меры
Информация о новых санкциях появилась 3 августа. Группа из шести сенаторов внесла в Конгресс законопроект, потенциально запрещающий ключевым российским банкам проводить расчеты в долларах, а также запрещающий американским резидентам покупать новые выпуски российских долговых суверенных бумаг. Судьба этого пакета санкций пока неизвестна, он может быть существенно модифицирован в процессе рассмотрения. Но предлагаемые меры довольно радикальны и могут практически полностью отключить Россию от международного рынка капитала.
Параллельно о новых санкциях, увязанных с «делом Скрипалей», объявил Госдеп. Они будут вводиться в два этапа. Первая волна, которая начнет действовать с конца августа, затронет импорт в Россию продукции двойного назначения, в том числе газотурбинных двигателей и некоторых видов электрооборудования, а также технологий, связанных с переработкой нефти и газа (исходя из разъяснений, данных американской администрацией европейским журналистам на брифинге). Не ясно, попадут ли под ограничения технологии, связанные с производством СПГ. В случае, если не будут выполнены определенные требования (в частности, если не будут предоставлены гарантии неприменения химического оружия и не будет дан допуск для представителей ООН для проведения инспекции некоторых объектов), меры могут быть серьезным образом усилены, и под ограничения попадет не только оборудование, но и импорт-экспорт практически всех товаров, кроме продовольствия.
Занимать станет еще сложнее
Хотя не ясно, будут ли приняты в полном объеме меры, которые могут полностью отрезать российские компании от международного рынка капитала, или они будут смягчены, но их обещания уже сказываются на экономике: курс рубля упал, иностранцы стали выходить из бумаг ОФЗ, а выход на рынок евробондов или привлечение синдицированного кредита для любой российской компании сейчас выглядит равноценно полету в космос.
Из российских нефтегазовых компаний больше всего от международного рынка капитала зависит «Газпром», но он и так в последнее время не размещал свои бумаги, что, возможно, было обусловлено «газовым противостоянием» с «Нафтогазом» и опасениями ареста средств размещенного выпуска. Теперь на помощь со стороны государства, возможно, придется рассчитывать не только «Роснефти», уже находящейся под санкциями, но и таким компаниям, как «Газпром» и «Лукойл». Как показал опыт «Роснефти», организация масштабного финансирования в условиях санкций — это не всегда тривиальная задача, но решаемая. Кроме того, Россия, вероятно, продолжит попытку закрепиться на азиатских финансовых