«Худший человек на свете»: фильм о мнимом выборе и реальной свободе
Драмеди Йоакима Триера — светлая и остроумная история молодой норвежки Юлии, которая перепридумывает свою жизнь накануне 30-летия. Меняя профессии и партнеров, она совершает ошибки и двигается вперед, как любой человек, еще не до конца вставший на ноги. Возможно ли самоопределение и полное принятие себя — и как научиться слышать внутренний голос?
«Худшему человек на свете» не просто рукоплещут критики: его номинировали на «Оскар» в номинациях «Лучший зарубежный фильм» и «Лучший оригинальный сценарий», а актриса Ренате Реинсве получила за роль в нем приз в Каннах. Кинокритик Алиса Таежная рассказывает, почему это воздушное и при этом неповерхностное кино о взрослении так своевременно, хоть и несвойственно новым временам.
Ответсвенность и подражание
«В моих героях есть амбиции или несостоявшиеся амбиции, неуверенность в жизненной цели и переживания из-за больших ожиданий», — описывает Йоаким Триер свою фильмографию, говоря в том числе и о героине «Худшего человека на свете». Из последних интервью очевидно, что героиня этого фильма Юлия — его любимица, главный плод авторского воображения и наступившей зрелости. Только с возрастом становится понятно, какую дурную шутку со взрослеющими людьми играют надежды и идеалы: Триер шутит, что все встает на свои места ретроспективно, когда мы оглядываемся назад. Или там только извилистая дорога случайных поступков?
Юлии под 30, и ее юность дана в фильме крупными мазками. Беспорядочное образование (медицина — не то, психология не подходит, фотография не становится делом жизни, а писательство не приносит признания), жизнь под влиянием импульса и выбор под влиянием мужчин. «Худшего человека на свете» можно раскритиковать за то, что саму Юлию плоховато видно за ее избранниками, но Триер находит этому объяснение: как ни крути, именно партнеры помогают нам расти и именно на них мы ориентируемся, определяя себя. Человек учится, наблюдая и подражая, — и Юлия пытается мимикрировать под двоих главных мужчин своей жизни, принимая их выбор.
Мы бы легче переносили собственные и чужие слабости и не тяготились ускользающим идеалом, если бы не ожидания. По словам Триера, Юлия «не может разобраться в различиях вымышленного и реального»: родителям положено быть принимающими, любимому человеку дышать и мыслить в унисон, профессии — захватывать, а самой жизни — быть легкой и безболезненной. «Мы несем ответственность за то, что должны реализовать свой потенциал по максимуму. Это тяжелое бремя — чувствовать, что, если ты не сделаешь все возможное, ты провалился как человек», — говорит режиссер. Отсюда норвежская идиома «худший человек на свете»: Юлия не делает ничего по-настоящему непорядочного, но посыпает голову пеплом за то, что не считает себя состоявшейся.