Ту-214ОН: как выглядит отечественный "шпион в законе" изнутри
У России есть свой авиапром и есть свои гражданские самолеты. По разным причинам они редко используются в коммерческом сегменте, и законное желание наших авиастроителей выйти со своей продукцией на мировые рынки пока еще только в планах.
Однако самолеты отечественных моделей продолжают выпускаться, и в последнее время на них явно повысился спрос со стороны государственных структур. В нынешней сложной политической обстановке для госнужд предпочтительней техника отечественного производства.
В 2014 году мы посетили гостеприимную Казань, где маленькую делегацию «ПМ» встретили в Казанском авиационном производственном объединении имени С.П. Горбунова. Нас пригласили посмотреть на совсем новый и второй по счету Ту-214 с индексом ОН. ОН — значит «открытое небо». Участником Договора по открытому небу Россия стала в 2001 году, а первые подписи под документом появились на десятилетие раньше — в 1992-м. Ради укрепления мер доверия по окончании холодной вoйны несколько десятков стран, включая на сегодняшний день почти всю Европу, а также США и Канаду, договорились об инспекционных полетах над территориями стран-участниц. Цель — контроль за военными объектами, проверка соблюдения договоров о сокращении вооружений, выявление возможных военных приготовлений.
Самый современный
Согласно договору по «Открытому небу» инспектируемая страна вправе выбирать: разрешить ли инспектирующей стороне использовать свой самолет или предоставить ей местный. Первыми самолетами для инспекций в России стали фоторазведчики Ан-30 и специально переоборудованный Ту-154М с индексом ЛК-1. Но коль скоро речь идет о международных отношениях, и не ударить в грязь лицом — здесь не последний резон, было решено построить новое поколение инспекционных машин — комфортных и оборудованных по последнему слову техники. Министерством обороны было заказано два самолета Ту-214ОН, и первый полет этой серьезно модифицированной машины состоялся в 2011 году.