У России есть свой авиапром и есть свои гражданские самолеты

Популярная механикаРепортаж

Ту-214ОН: как выглядит отечественный "шпион в законе" изнутри

У России есть свой авиапром и есть свои гражданские самолеты. По разным причинам они редко используются в коммерческом сегменте, и законное желание наших авиастроителей выйти со своей продукцией на мировые рынки пока еще только в планах.

Олег Макаров

Однако самолеты отечественных моделей продолжают выпускаться, и в последнее время на них явно повысился спрос со стороны государственных структур. В нынешней сложной политической обстановке для госнужд предпочтительней техника отечественного производства.

В 2014 году мы посетили гостеприимную Казань, где маленькую делегацию «ПМ» встретили в Казанском авиационном производственном объединении имени С.П. Горбунова. Нас пригласили посмотреть на совсем новый и второй по счету Ту-214 с индексом ОН. ОН — значит «открытое небо». Участником Договора по открытому небу Россия стала в 2001 году, а первые подписи под документом появились на десятилетие раньше — в 1992-м. Ради укрепления мер доверия по окончании холодной вoйны несколько десятков стран, включая на сегодняшний день почти всю Европу, а также США и Канаду, договорились об инспекционных полетах над территориями стран-участниц. Цель — контроль за военными объектами, проверка соблюдения договоров о сокращении вооружений, выявление возможных военных приготовлений.

ec6056e4ef3728685f64b3f11e41d21c.jpg
Весной этого года на волне охлаждения отношений России и США из-за кризиса на Украине несколько американских парламентариев, а также представители Пентагона потребовали отказать России в сертификации Ту-214ОН в качестве инспекционного самолета на том основании, что его слишком хорошая оснащенность — включая инфракрасные камеры и РЛС с ФАР — может угрожать безопасности США. Таким образом, хоть формально Америка и не может воспрепятствовать российским инспекциям в рамках «Открытого неба», она настроена не разрешать проводить их на Ту-214ОН. Скандал повлек за собой взаимную отмену инспекционных полетов под разными «благовидными предлогами», однако 21 апреля Россия все же выдала американцам разрешение легально за нами пошпионить. Единственный плюс этой истории заключается в том, что американские политики и военные, очевидно, по достоинству оценили качество оборудования Ту-214ОН.

Самый современный

Согласно договору по «Открытому небу» инспектируемая страна вправе выбирать: разрешить ли инспектирующей стороне использовать свой самолет или предоставить ей местный. Первыми самолетами для инспекций в России стали фоторазведчики Ан-30 и специально переоборудованный Ту-154М с индексом ЛК-1. Но коль скоро речь идет о международных отношениях, и не ударить в грязь лицом — здесь не последний резон, было решено построить новое поколение инспекционных машин — комфортных и оборудованных по последнему слову техники. Министерством обороны было заказано два самолета Ту-214ОН, и первый полет этой серьезно модифицированной машины состоялся в 2011 году.

ce9b9633bec09e8dbb1212e6dc4d87ad.jpg
Кабина пилотов, которая в штатном Ту-214 имеет три рабочих места (командира, второго пилота и бортинженера) в версии ОН дополнена также креслами бортинженера и радиста. Кабина оснащена современными средствами индикации и управления.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении