Какое именно искусство будет повышать престиж естественных наук среди молодежи

СНОБКультура

Гибрид смартфона и пиявки. Как РОСНАНО популяризирует науку через искусство

Юлия Гусарова

a60707ad97d3d0e352d9b23bbf29d9a0efd130c57a3c6c57c051eeda4927410f.jpg
На переднем плане скульптура «Город» Яны Буланцевой. Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Фонд инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО и галерея Frida Project Foundation выступили инициаторами арт-проекта «2020 → 2070», популяризирующего науку и технологии. Проект включает современное искусство, созданное известными художниками в тандеме с учеными, и дискуссии о технологическом будущем, которые пройдут в Москве и Санкт-Петербурге. Редакция «Сноба» оказалась в числе первых зрителей проекта. Рассказываем, какое именно искусство будет повышать престиж естественных наук среди молодежи.

Казалось бы, если организаторам краснодарского форума о малом бизнесе удалось с помощью билборда и ироничного клипа привлечь Илона Маска выступить у них, то градус любви к высоким технологиям в среднем по стране должен вызывать у социологов оптимизм. Увы, не все так хорошо. По данным НИУ ВШЭ, в российском обществе позиции науки слабоваты по сравнению с другими интересами. 38% населения не считают науку значимой для обыденной жизни, всего 7% регулярно читают научпоп, и 4% обсуждают вопросы науки с друзьями.

На встрече ученых и художников, которые впервые показали свои работы для арт-проекта «2020 → 2070», главный ученый РОСНАНО Сергей Калюжный сказал: «Инновации — это будущее, которое создается учеными и инженерами совместно с обществом. Мы замечаем, что приток молодых людей в научно-техническую сферу ослабевает. И наша глобальная цель — привлечение школьников, студентов и молодых преподавателей в нашу сферу художественными методами». 

Что ж, художественные методы избраны не случайно. Современное искусство сегодня невозможно вообразить без экологической проблематики, множества взглядов на взаимоотношения человека и машины и тяги художников к экспедициям и сложной инженерии. Они исследуют мировой запас семян растений, создают искусственные водопады, поднимают раскаленное «солнце» под потолок музея, разводят микроорганизмы, которые со временем рисуют пейзаж, и управляют средой для их колоний с помощью искусственного интеллекта. Интерес публики к произведениям, в основе которых лежит исследование художника, также становится выше, чем к полету фантазии. 

Руководитель дирекции ФИОП РОСНАНО Сергей Филиппов объясняет: чтобы сделать конкурентоспособный технологический продукт, надо привлечь конкурентоспособных инженеров — но хороших специалистов надо мотивировать со студенческих и даже школьных лет, потому что подросткам важен престиж профессии. 

b73d6dbc6b1a8d8c62be3a5c5c9104ffe4643176aae2411461fe44b7c5ebbb54.jpg
Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

30 художников разных поколений привлекла к инициативе ФИОП команда галереи Frida Foundation Project. Отозвались как звезды мирового арт-сообщества — Эрик Булатов, Александр Виноградов, Ольга Киселева, Женя Шеф, архитектор Сергей Чобан, — так и самые успешные среди молодых художников российской сцены: Миша Most, Ольга Кройтор и другие. Некоторые художники на этапе знакомства с куратором «2020 → 2070» Михаилом Слободинским сказали ему, что проблему науки и будущего для них актуализировали их дети-подростки, которые, совсем как Грета Тунберг, озабочены будущим планеты и экологии.

«Сначала мы предложили художникам поразмышлять о роли ученого, однако они быстро взяли инициативу в свои руки и составили образ того будущего, которое сегодняшнему молодому поколению только предстоит приблизить», — добавил Слободинский.

Потом художникам помогли познакомиться с учеными из различных институтов, и, основываясь на опыте, полученном в ходе этого общения, художники создали свои арт-объекты. Произведения уже готовы к нескольким экспозициям в 2020 году, но диалог ученых и художников не заканчивается. 

Символом этого диалога стал… лыжник. На известной картине Эрика Булатова 1970 года бегущий лыжник «отгорожен» от зрителей агрессивной красной решеткой — метафора всех проблем коммуникации, с которыми общество сталкивалось в те годы. Для проекта «2020 → 2070» Булатов превратил свою работу в триптих: лыжнику 2020 года помогают бежать современные технологии, которые его двойнику из семидесятых даже не снились, а сейчас стали обыденностью для профессионального спорта. На третьей части работы лыжник 2070 года ставит вопрос перед нынешним поколением: какие открытия ближайших 50 лет помогут ему продолжать бег?

Разброс жанров, медиумов и практик получился большим: от полновесного science-art до традиционной скульптуры и картин, футуристических и ироничных. Многие работы можно назвать готовыми мемами (оговоримся, что определений у мема много, и здесь мы пользуемся определением, предложенным российскими лингвистами: паремиологическая единица, передающая культурную информацию и отражающая типичные жизненные ситуации. — Прим. авт.). Самые яркие из них — серия живописи Александра Савко «Билибин. Новые технологии», сюжет которых похож на фильм «Иван Васильевич меняет профессию», снятых в стилистике ретрофутуристических комиксов и вместе с тем помещенных в билибинский лес. Такова «Обложка Time» Сергея Шеховцова. Героем выдуманной обложки стал инопланетянин, в глазах которого отражается борт российского космического корабля с триколором. Такова и графическая серия Жени Шефа «Бессмертие» — изображения животных в окружении текста, раскрывающего их генетические секреты.

25618b783acd57bc0c9c3a54ce804fa4781ed5a6123814f11119f045120be4fe.jpg
Женя Шеф на фоне своей серии «Бессмертие». Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

На одной из работ Шефа — голый землекоп, африканский грызун, который смог фактически «отключить» собственное старение. На это обратил внимание ведущий научный сотрудник МГУ им. Ломоносова и гендиректор портфельной компании РОСНАНО «Митотех» Максим Скулачев, ведь голый землекоп — тотемное животное компании. Он, как и его отец, академик РАН Владимир Скулачев, посвятил свою жизнь изучению процесса старения и разработкам, которые могли бы его замедлить. «Мы сейчас только встали на тот эволюционный путь, который голые землекопы прошли до нас десятки тысяч лет назад, — уверен Скулачев. — Возможно, наше старение отключится таким же естественным образом, но, чтобы это произошло в темпе эволюции, придется ждать миллион лет. Мы с коллегами пытаемся проверить, нельзя ли ускорить достижение этой цели. И пока наша гипотеза о том, что это возможно, скорее подтверждается».

Самый высокий «мемный» потенциал, пожалуй, у «Фальшивого зайца» Александра Федорова: с щедрого ломтя черного хлеба смотрит на зрителя существо, покрытое чешуей. Сходство с зайцем ему придают плавники, растущие вместо ушей.  

Достаточно пробежать глазами полтора десятка научных публикаций в «Киберленинке» по тегу «интернет-мем» за последние пару лет, чтобы понять: педагоги, лингвисты, политологи и социологи в России активно изучают мемы как инструмент обучения и формирования идеологических проектов. Многие художники отдали права на использование своих изображений в рамках «Открытого кода» — это позволит любому учебному заведению страны использовать изображения получившихся арт-объектов для популяризации своих научных специальностей. Вероятно, во многих школах и институтах можно будет увидеть открытки с «Фальшивым зайцем» и его компанией. 

6701a0d6caa04050066f8c4f1675fd6a3a2a56d68a7531edff4fe7f9a41fec8f.jpg
Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Работая над проектом, некоторые художники открыли для себя совершенно новые выразительные средства, а ученые — расширили область научных интересов. Хороший пример — «Нейрокод» Марины Звягинцевой. Основной художественной практикой Звягинцевой был паблик-арт. Но после знакомства с ученой Ольгой Мартыновой она решила ни много ни мало «залезть» в головы зрителей и изучить воздействие искусства на их мозг. 

Ольга Мартынова, заведующая лабораторией высшей нервной деятельности человека, отметила, что нейроэстетикой — дисциплиной, находящейся на стыке гуманитарных наук и нейропсихологии, — в России пока никто серьезно не занимался. Она сама решила зайти в эту область только после знакомства с художницей. В ходе опытов стало ясно, что искусство совершенно по-разному воздействует на подготовленного (то есть на нацеленного посмотреть произведения) и неподготовленного зрителя (то есть случайного прохожего). Мартынова отметила, что эти эксперименты в дальнейшем могут послужить хорошим материалом при разработке различных терапевтических программ. Более того, по результатам этой работы она решила написать научную статью. 

7c5bcf97ca3afdb432033420c83a741d016720a9faaa7d2267d41e44a9a14cce.jpg
Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Эксперимент Марины Звягинцевой и Ольги Мартыновой продолжается, и они готовятся к тестированию новой группы участников. Но арт-объект — восьмиметровый стенд «Нейрокод», посвященный первым результатам исследований, — совсем скоро будет представлен широкой публике.

Произведение искусства, созданное директором Института науки и искусства Сорбонны, художницей Ольгой Киселевой, демонстрирует, без преувеличения, феноменальные достижения археоботаники, в область интересов которой входит восстановление утраченных человечеством растений. Инсталляция художницы состоит из теней пальмовых деревьев вида, исчезнувшего в регионе Негев (ныне — пустыня) и восстановленного после того, как в крепости Масада нашли древнюю пальмовую косточку. В инсталляцию будут включены скульптурные макеты семян фимиама, который также восстанавливают спустя тысячи лет с его исчезновения. Несколько лет назад Ольга Киселева как художник восстановила во Франции породу вяза, которая погибала от болезни, обусловленной изменениями климата в регионе, — французский вяз был скрещен с сибирским. Сейчас художница совместно с Сорбонной и Министерством экологии участвует в разработке программы по спасению французских вязов.

674bdde233a911deb2ee81518334dc31c12ce58bb337d990dab01d79bb8f245d.jpg
Скульптура «Город». Яна Буланцева Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Художница Яна Буланцева решила воздействовать на будущих инженеров магнетическими формами и фактурами прозрачного стекла. Ее скульптура двухметровой длины, представляющая собой причудливый город будущего на фоне светодиодного экрана, создана в диалоге с кандидатом химических наук РХТУ им. Д. И. Менделеева Георгием Шахгильдяном. Химик отметил: «В комментарии к работе “Город” Яна говорит, что новые материалы помогают городам развиваться устойчивее, а горожанам — дышать легче. И это не просто слова: с помощью инновационных способов обработки, меняющих структуру стекла изнутри, оно приобретает невиданные прежде формы и свойства, действительно открывающие новые возможности для строительства. Например, пеностекло — новый материал, который был использован при строительстве парка “Зарядье”». 

5512e43d6357fa46c9131c4abd6ab2d3424b1baead35cad770f5de1b60fc2920.jpg
Яна Буланцева Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Красивые фантазии на тему будущего, как у Яны Буланцевой или преподавателя Школы Родченко Аристарха Чернышева, впечатляют многих зрителей не меньше, чем наукоемкие проекты. Чернышев разработал PiO — вымышленный носимый гаджет, похожий на гибрид генетически модифицированной пиявки и смарт-часов. Если бы этот гаджет существовал на самом деле, то действовал бы как датчик биохимических показателей человека. Куратор Михаил Слободинский сказал, что при монтаже работы Чернышева к нему подошли несколько человек и спросили, где можно приобрести гаджет: они подумали, что это настоящая рекламная кампания нового продукта. Да и на первом показе художественных работ стенд с PiO постоянно был окружен зрителями, а некоторые тайком трогали «тело» пиявки пальцем, пытаясь понять, из чего оно сделано. 

82f76b0caabc2eaf01b543902d42360fd2c82f251b233f95da852e807b1212d6.jpg
Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Скоро произведения искусства, созданные для проекта «2020 → 2070» покажут в серии выставок #NANOart в Москве и Санкт-Петербурге, причем не только в музейных и галерейных пространствах, но и в высших учебных заведениях. Вместе с выставками пройдут и дискуссии о технологическом будущем и о том, как искусство и технологии влияют на его конструирование сейчас.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Простые вещи, которые делают нас человечнее Простые вещи, которые делают нас человечнее

Психолог Катерина Мурашова — про отсутствие эмпатии у современных детей

СНОБ
Ресторатор Аркадий Новиков — о франшизах, фудшеринге и экотрендах Ресторатор Аркадий Новиков — о франшизах, фудшеринге и экотрендах

Интервью с первым российским ресторатором

РБК
«Звери рейха. Образы животных и немецкая пропаганда» «Звери рейха. Образы животных и немецкая пропаганда»

Как евгеника определила облик немецкой овчарки

N+1
Горы свернем Горы свернем

Лез-Арк – место во Франции, где скучать точно не придется

Grazia
6 ошибок при использовании солнцезащитного крема: запомните и никогда так больше не делайте 6 ошибок при использовании солнцезащитного крема: запомните и никогда так больше не делайте

Рассказываем, что делать с солнцезащитным кремом не надо

ТехИнсайдер
Передоз, выпавшие зубы, трагедия в бассейне: драматичная судьба Деми Мур Передоз, выпавшие зубы, трагедия в бассейне: драматичная судьба Деми Мур

Что происходило в жизни актрисы Деми Мур в разные годы

Cosmopolitan
Пузырьки праздника: как правильно выбрать шампанское Пузырьки праздника: как правильно выбрать шампанское

Шампанское давно стало именем нарицательным для всех игристых вин

Популярная механика
«Днем лыжи — вечером ванны». Интервью с главой Северной Осетии Вячеславом Битаровым о туризме в республике «Днем лыжи — вечером ванны». Интервью с главой Северной Осетии Вячеславом Битаровым о туризме в республике

Как Северная Осетия планирует увеличить турпоток на местные туристические базы?

СНОБ
KPI для регионов KPI для регионов

С каждым годом конкуренция между субъектами РФ становится всё острее

РБК
Как выбрать красную икру в жестяных банках и на развес: 6 главных правил Как выбрать красную икру в жестяных банках и на развес: 6 главных правил

Как выбрать красную и черную икру хорошего качества? Сейчас расскажем

Playboy
Переговоры между военными делегациями КНДР и Республики Корея Переговоры между военными делегациями КНДР и Республики Корея

Пханмунчжом, 1983 год

Дилетант
Николай Николаев: «Активный гражданин», или Как подчинить решение воле меньшинства Николай Николаев: «Активный гражданин», или Как подчинить решение воле меньшинства

Благодаря чему власть добивается эффективности?

СНОБ
Откуда взялись монеты: краткая история денег Откуда взялись монеты: краткая история денег

Монеты – это живое свидетельство истории технологического развития человечества

Популярная механика
«Когда я выходила замуж, даже не думала, что так бывает» «Когда я выходила замуж, даже не думала, что так бывает»

Теперь награды в семье Вайнштейнов-Батыршиных зарабатывают дети

OK!
Как вести свой бизнес и получать от этого удовольствие? Как вести свой бизнес и получать от этого удовольствие?

Интервью у основательницы сети химчисток-прачечных Анастасии Кравченко

Cosmopolitan
Кибитка и рукогрейка: 5 вещей, которые спасали наших предков от холода и дождя Кибитка и рукогрейка: 5 вещей, которые спасали наших предков от холода и дождя

Полет фантазии, торжество избыточности и сомнительная эффективность от непогоды

Forbes
Казнь мятежников Казнь мятежников

Мятежники были приговорены к смертной казни через повешенье

Дилетант
Что не так с фильмом «Звездные войны: Скайуокер. Восход» Что не так с фильмом «Звездные войны: Скайуокер. Восход»

Новая трилогия «Звездных войн» подошла к концу, и финал оказался неутешительным

GQ
«Людям запретят водить машины»: чем займется «Яндекс.Такси» после смены гендиректора и почему компании не страшен Сбербанк «Людям запретят водить машины»: чем займется «Яндекс.Такси» после смены гендиректора и почему компании не страшен Сбербанк

Даниил Шулейко — о западной экспансии и секретах своей карьеры

Forbes
Большой взрыв: как научиться не закипать по любому поводу Большой взрыв: как научиться не закипать по любому поводу

Если мы держим эмоции в себе, впоследствии это может дорого нам обойтись

Psychologies
Главный по тарелочкам Главный по тарелочкам

Мишель Бернардо — о семейных традициях дома и на работе

Vogue
Плюсы минуса Плюсы минуса

Прогулки на свежем морозном воздухе укрепляют иммунитет, и помогают похудеть!

Лиза
Вселенная возможностей: частные стартапы начинают осваивать космос Вселенная возможностей: частные стартапы начинают осваивать космос

Негосударственные компании собираются добывать ресурсы на Луне

РБК
На всякий пожарный: как собрать «тревожный чемоданчик» На всякий пожарный: как собрать «тревожный чемоданчик»

Не лишним будет подготовиться и к ситуациям, о которых думать даже не хочется

Популярная механика
Жена одного из первых инвесторов Google подала на него в суд из-за продажи стартапа по «смешной цене» Жена одного из первых инвесторов Google подала на него в суд из-за продажи стартапа по «смешной цене»

Скотт Хассан вот уже несколько лет ведет тяжелый бракоразводный процесс

Forbes
Маячок манипулятора. Как распознать и побороть газлайтинг на рабочем месте Маячок манипулятора. Как распознать и побороть газлайтинг на рабочем месте

Газлайтеры на работе — чрезвычайно токсичные персонажи

Forbes
Квартира с яркой мебелью, 50 м² Квартира с яркой мебелью, 50 м²

Хозяева заказали дизайн квартиры для своих детей, но в итоге живут в ней сами

AD
Только для вас Только для вас

17 уникальных предметов, путешествий и впечатлений для читателей Robb Report

Robb Report
Становление «альфы»: как мужские движения учат покорять женщин Становление «альфы»: как мужские движения учат покорять женщин

О методике по соблазнению женщин для адептов мужских движений

Cosmopolitan
Анатомия страха Анатомия страха

Стоит ли избавляться от страхов, если они помогают избежать опасных ситуаций

Здоровье
Открыть в приложении