Министр культуры Мединский объявил о слиянии двух старейших театров

ЭкспертКультура

О приостановленной первоапрельской шутке

Александр Привалов

Влияние ярославского театра имени Волкова и петербургской Александринки в «Первый национальный театр России» подано как апофеоз идущего в нашей стране Года театра: министр культуры Мединский объявил о слиянии на пресс-конференции, созванной в День театра (27 марта) в Театральном музее. «Сегодня мы присутствуем, — сказал министр, — при историческом моменте естественного, инициированного снизу объединения двух старейших театров, каждый из которых претендовал на то, чтобы называться первым русским национальным театром. Это будет не просто формальное объединение Александринского и Волковского театров, но это будет исторически обусловленное воссоздание Первого национального театра России». Высказывание, спорное во многих отношениях. Никто не знает, что неформального или естественного может найтись в слиянии театров, отстоящих друг от друга на восемьсот вёрст, да и в творческом общении особо не замеченных. Не вполне понятно, как возможно исторически обусловленное воссоздание того, чего не существовало. Что же до инициативы снизу, то это обычная чиновничья басня: так у них принято — круглое носить, а квадратное катать исключительно по просьбам трудящихся. Но не просили трудящиеся о слиянии. Директор ярославского театра Туркалов вывесил в сети открытое письмо, где рассказал, что ещё неделю назад об обсуждаемой новации и не слыхивал; что первое совещание по этому вопросу их театру навязали 26 марта, то есть накануне пресс-конференции министра. И даже на этом совещании собравшиеся не «выдвинули инициативу», лишь поддержали её — по выражению г-на Туркалова, «дали согласие на диалог» об объединении.

Календарная близость Дня театра к Дню дурака подталкивает счесть эту новость первоапрельской шуткой; но для шутки, даже неудачной, она слишком тяжеловесна — она, помимо прочего, переопределяет судьбу здоровенного здания в заметном районе Москвы. Девятиэтажный «долгострой в Коломенском», начатый и возводившийся как новое здание МХТ имени Чехова, теперь, оказывается, будет достроен как сцена вновь учреждаемой химеры: Национальный театр России должен стать не только ярославско-петербургским, но ещё и столичным. А такими объектами московской недвижимости даже министры всё-таки не шутят. Так что волей-неволей придётся принимать эту странную затею всерьёз. Я с уверенностью говорю «странную», потому что даже сторонники не слишком внятно её защищают. Худрук Волковского театра Евгений Марчелли предвкушает переход театра «немножко в другой статус. Будет другой бюджет, будут гастроли — и региональные, и международные». Станет ли Ярославль давать театру больше денег за новую броскую вывеску или Минкульт подкинет за слово национальный в названии, не уточняется. Худрук Александринки Валерий Фокин говорит совсем непонятные вещи: мол, теперь оба театра будут позиционировать себя как Национальный театр России, и потому их труппы будут «вместе или попеременно» выезжать на гастроли (кто сейчас мешает?). Мол, планируется создать совместную программу спектаклей, в которой будут задействованы артисты обоих театров (зачем бы это?). Воля ваша, как-то звучит очень неосновательно.

Ярославцы сочли, что их лишают своего театра и массово — вместе со своим губернатором — обиделись. Публично запротестовал и Союз театральных деятелей. В итоге уже на следующий день премьер Медведев своим приказом приостановил приказ Мединского (и худрук Фокин тут же назвал решение премьера «мудрым»). Теперь будет организована публичная дискуссия, и можно надеяться, что затея потонет. Я хотел бы этого, так как вред от слияния очевиден: самобытный и, говорят, хороший провинциальный театр лишается самостоятельности, что едва ли пойдёт ему на пользу. Пользы же от слияния не видно никакой. Ах, совместная эксплуатация спектаклей!.. но сцены разных размеров, но транспортировка декораций стоит кучу денег — окупятся ли затраты? Да и вообще, если Минкульт считает, что Волковский театр достоин большей федеральной поддержки, мог бы её оказать и попросту, без отдачи театра под ярмо.

История эта типична для нынешнего поколения чиновничества — до ужаса типична, до карикатуры. Главных типических черт тут две, одна другой краше. Первая на виду: оптимизация через слияние. Мы наелись её досыта и у реформаторов образования (особенно в Москве), и у реформаторов здравоохранения, и у реформаторов науки. В столице слияниями число школ сократили втрое. При этом, правда, практически уничтожили систему коррекционных школ и сильно притеснили школы для одарённых детей, — но зато добились сокращения управленческого аппарата аж на 37 процентов!.. Но сливая школы (или больницы, или вузы), чиновники могли бы сказать, а порой от добра ума и говорили: да они же все одинаковые — какая разница, будут они под одним директором или под тремя? под одним даже спокойнее. Про театры и самый глупый чиновник не скажет вслух, что они есть или должны быть все одинаковые; но точно так же сливают и театры. Давно сливают, обсуждаемый случай просто вышел слишком громким — и считают себя правыми.

Вот и вторая типическая черта: они считают себя правыми, поскольку работают не по человеческой логике, а по своим KPI. А в их KPI может быть важным только то, что поддаётся оценке на калькуляторе. Так, самобытность ярославского театра не может войти с плюсом в их отчёты, а число мероприятий, посвящённых Году театра, — может; а число организационных мер по повышению эффективности использования бюджетных средств — очень может — и т. п. Музами, хоть они и богини, можно управлять: Аполлон Мусагет ими, в известном смысле, и управлял — но ведь не через KPI же! Творчество плохо поддаётся оценкам на калькуляторах, а потому нынешнее чиновничество творчества — любого, не только театрального — не понимает и не приветствует. Но коли нет творчества, а отчёты из чего-то же составлять надо, то несуразно большое место в управленческой деятельности начинают занимать манипуляции с ранее, без всякого участия сегодняшних управленцев созданными объектами. Чиновники хлопочут не о созидании, а о реорганизациях, реформах управления, слияниях да переименованиях — и не приостановишь.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Это еще не крах, но очень неприятно Это еще не крах, но очень неприятно

Нестыковки в нацпроектах отодвигают начало ускорения экономического роста

Эксперт
Клуб самоучек. Разговор режиссера Ильи Найшуллера с художником Александром Sub Sensus — о том, как нырнуть в бассейн с головой, не умея плавать Клуб самоучек. Разговор режиссера Ильи Найшуллера с художником Александром Sub Sensus — о том, как нырнуть в бассейн с головой, не умея плавать

Илья Найшуллер и Александр Sub Sensus — как чувствуют себя в свободном плавании

Esquire
Как выставить попу и куда натянуть трусы: эта девушка разоблачает фото звезд Как выставить попу и куда натянуть трусы: эта девушка разоблачает фото звезд

Интернет-звезды тратят огромные силы на то, чтобы показать, как они прекрасны

Cosmopolitan
Закрытый космос: внутри РКК «Энергия», где родилась российская космонавтика. Репортаж TJ Закрытый космос: внутри РКК «Энергия», где родилась российская космонавтика. Репортаж TJ

РКК «Энергия» — закрытость, странные правила и другая эпоха

TJ
Стив Фуллер: «“Государство 2.0” будет киборгом, но человек все равно останется неотъемлемой частью политического процесса» Стив Фуллер: «“Государство 2.0” будет киборгом, но человек все равно останется неотъемлемой частью политического процесса»

Интервью со Стивом Фуллером, известным британским социологом

Эксперт
Как не потратить все деньги на импульсивные покупки Как не потратить все деньги на импульсивные покупки

Черная пятница – это замечательно, но не когда вы потратили все до копейки

GQ
Пандемия породила новую разновидность выгорания. Есть ли против нее вакцина? Пандемия породила новую разновидность выгорания. Есть ли против нее вакцина?

Пять правил противопожарной безопасности для выгорающих — от Брэда Сталберга

Reminder
Северный Ледовитый океан начал нагреваться раньше, чем мы думали Северный Ледовитый океан начал нагреваться раньше, чем мы думали

Ученые выяснили, что потепление океана длится с начала ХХ века

National Geographic
Огневые точки Огневые точки

Используя любую возможность собраться, герои «Татлера» протоптали новые маршруты

Tatler
Грязь как полотно: художники, что превращают немытые машины в искусство Грязь как полотно: художники, что превращают немытые машины в искусство

Как грязные автомобили могут пробуждать желание творить

Playboy
«Создавала такие произведения, что мужи удивлялись»: девять художниц эпохи Ренессанса «Создавала такие произведения, что мужи удивлялись»: девять художниц эпохи Ренессанса

Художницы, которые добились успеха во времена Тинторетто и Питера Класа

Forbes
+10: романы о Достоевском +10: романы о Достоевском

Произведения Достоевского, в которых он сам оказывается персонажем

Полка
«Хотим быть как она». Двойники Адель повально начали худеть «Хотим быть как она». Двойники Адель повально начали худеть

Трибюьт-актрисы начали избавляться от веса, чтобы сохранить сходство с Адель

Cosmopolitan
Природный феномен Природный феномен

Роль искусства в этом доме играют пейзажи за окном

AD
Сама себе режиссер Сама себе режиссер

Карина Нигай – о том, как блогеры поменяли правила fashion-индустрии

Harper's Bazaar
Два века путешествий Два века путешествий

Русское географическое общество и его архив – собрание редчайших документов

Вокруг света
Вселенная победившего матриархата. Роман Юлии Яковлевой и Карины Добротворской «Мужчина апреля» Вселенная победившего матриархата. Роман Юлии Яковлевой и Карины Добротворской «Мужчина апреля»

Отрывок из «Мужчины апреля» — в мире сбылись все пророчества настоящего

СНОБ
Британский фотограф снимает советские радиоактивные (ну почти) руины Британский фотограф снимает советские радиоактивные (ну почти) руины

Потрясающая галерея бывших советских ядерных полигонов произвела фурор в Лондоне

Maxim
Франция — Россия: бег с препятствиями Франция — Россия: бег с препятствиями

Несмотря на санкции, французский бизнес в России продолжает набирать обороты

Эксперт
Время сказок Время сказок

Почему дети так любят сказки, стоит ли выбирать только «старые добрые» сказки

Домашний Очаг
Курс на Италию Курс на Италию

Галина Зернова о жизни в ПНИ и за его пределами

ПУСК
10 чешских производителей самолётов, о которых никто не слышал 10 чешских производителей самолётов, о которых никто не слышал

Чехословакия славится своей авиационной промышленностью

Популярная механика
Воин света Воин света

В деревню в гости к креативному директору Maison Margiela Джону Гальяно

Vogue
Ирина Хакамада: «Полезно нырнуть на самую глубину отчаяния» Ирина Хакамада: «Полезно нырнуть на самую глубину отчаяния»

Хакамада меняется в каждом отрезке времени. Сейчас у нее очень непростой период

Psychologies
Как выбрать игровую клавиатуру: советы для геймеров Как выбрать игровую клавиатуру: советы для геймеров

На какие параметры нужно обратить внимание при выборе игровой «клавы»

CHIP
Виргинский опоссум Виргинский опоссум

Подкупить опоссума можно только уважением, терпением и любовью. И едой, конечно

Weekend
Корейский мастер-класс Корейский мастер-класс

Сияющие ухоженные лица жительниц Кореи – визитная карточка этой страны

Здоровье
Основатели сети автомоек Fast&Shine занялись IT и производством сыра, а потом стали строителями. Теперь они планируют заработать миллиарды на элитной недвижимости Основатели сети автомоек Fast&Shine занялись IT и производством сыра, а потом стали строителями. Теперь они планируют заработать миллиарды на элитной недвижимости

Аркадий Хохлов и его партнеры рассказали, как вести стройку по Scrum

Inc.
Тотальный фейсконтроль Тотальный фейсконтроль

Роботы никогда не скажут, что все люди на одно лицо

Цифровой океан
Искусство жить красиво Искусство жить красиво

История у гостиницы «Метрополь» всегда была непростой

Караван историй
Открыть в приложении