Как кроссовки стали рыночной валютой
Редкие старые кроссовки как индекс успешности и статусности — мимолетное веяние моды или быстрорастущий рынок инвестиционного интереса, который имеет все перспективы приносить баснословную доходность?

Кроссовки далеко не всегда были символом роскоши и вожделенным предметом для коллекционеров по всему миру, изначально они позиционировались как дешевая и функциональная обувь. Поэтому сегодня трудно поверить, что вещь, не представляющая роскоши в ее реальном выражении, как, например, золото, ценное имущество, произведение искусства, может за несколько лет вырасти в цене на тысячу, а то в особых случаях и на несколько сотен тысяч процентов. Мировые консалтинговые компании и аналитики строят прогнозы относительно роста рынка производства и перепродажи кроссовок, а инсайдеры публикуют обзоры новых трендов и рассуждают о перспективах роста инвестиционной привлекательности этой ниши, которая стала популярной совсем недавно, но уже имеет все задатки для вливания в традиционный пакет инвестиций.
За последнее десятилетие произошел заметный сдвиг в восприятии кроссовок как обуви. Их носят повсеместно — в офис, на деловые мероприятия, светские тусовки, они утвердились как важный элемент стиля и общекультурного контекста не только для поколений миллениалов и Z. Более того, теперь кроссовки скупают с целью перепродажи. Охотники за редкими экземплярами готовы выкладывать сотни, а то и десятки тысяч долларов за культовые модели.
Снобы в кроссовках: почему они так помешаны на обуви? Канонически-консервативный стиль перестал быть строгим, «белые воротнички» сочетают ранее несочетаемое, подбирая цвет, модель и бренд кроссовок к тому или иному деловому образу. Раньше такое было возможно разве что в Калифорнии, на слете представителей стартапов. Сегодня — везде. И вот уже в Лондоне на модной тусовке крипто- и NFT-инвесторы быстро переходят к обсуждению конкретных моделей кроссовок. Хоть и традиционные белые рубашки и идеально скроенные брюки все еще являются частью образа, кроссовки теперь стали условно «новыми часами». Топ-менеджеры часто носят кроссовки из лимитированных серий — Balenciaga, Nike, Gucci, Off-White.
К примеру, модификация Nike может стоить 15 тысяч долларов, если добавить элементы из змеиной кожи и рисунки в стиле граффити. Тщательно подобранные цвета, модели, их сочетания с определенной одеждой и ситуацией — все это становится предметом обсуждений. Таким образом, кроссовки для мужчин стали тем же, что сумки для женщин: новой социальной валютой.
Старые кроссовки как новая инвестиция
Кроссовки сегодня не только социальная валюта и показатель статуса, элемент гардероба, покоривший всех и ставший повсеместным. О кроссовках говорят как о новом инвестиционном событии. Аналитики даже шутят, что пора забыть о предметах искусства, коллекционном вине, биткойнах или NFT. Инвестиционная ценность кроссовок растет быстрее, чем можно себе представить. Например, известный аукционный дом Sotheby’s перепродает определенные модели кроссовок за десятки тысяч долларов.
Появилось целое сообщество сникерхедов, которые называют себя «обувной версией» коллекционеров произведений искусства или винных инвесторов. Сникерхеды отыскивают редкие экземпляры кроссовок и выгодно перепродают их, для одних это хобби, для других — быстрорастущий и приносящий внушительный доход бизнес.
Растущая по всему миру инфляция и шаткие фондовые рынки подталкивают инвесторов к более нишевым рынкам, и число сникерхедов стремительно растет. Часть коллекционеров воспринимают кроссовки как элемент культуры, встроенный в повестку the flow, собирая модели, принадлежащие определенной эпохе.
Кроссовки как инвестиционный актив — явление глобальное. Причем число потребителей из поколений Z и миллениалов, которые следят за модой, постоянно растет, они достигают своего пика с точки зрения покупательной способности, и тренд получает все большее распространение. Еще одна очевидная вещь, которая делает кроссовки одним из самых продаваемых активов, заключается в том, что они универсальны, для ряда коллекционеров и потребителей это не только возможность поставить желаемую модель на полочку и любоваться, но и использовать активно в повседневной жизни.
Объемы рынка и перспективы роста
В начале 2021 года исследовательская фирма Piper Sandler оценила мировой рынок реселлеров кроссовок в 10 млрд долларов (по итогам 2020 года), он вырос почти вдвое по сравнению с 2019-м (6 млрд долларов).
Консалтинговая компания Cowen Equity Research, лидер рынка по широкому кругу стратегических и тактических вопросов инвестирования, классифицировала кроссовки как «новый альтернативный класс активов» и прогнозирует, что к 2030 году рынок перепродажи кроссовок может достичь уже 30 млрд долларов.
Что касается среднегодовой доходности по рынку, то, по данным глобальной торговой онлайн-площадки StockX, инвестиции в кроссовки сейчас обеспечивают более высокую среднегодовую доходность, чем нефть и золото.
Если говорить не о рынке перепродажи, а в целом об индустрии производства новых кроссовок, то ее, по оценкам аналитиков, тоже ждет рост. «Кроссовочный бум» будет нарастать, и к 2026 году объем мирового рынка составит 120 млрд долларов. Чтобы оценить прогнозируемый рост, достаточно вспомнить, что в 2020 году он оценивался в 80 млрд долларов. Хотя, по другим оценкам, мировой рынок новых кроссовок оценивался в 100 млрд долларов уже в 2019 году.
Пандемия коронавируса только способствовала росту рынка. По данным немецкой компании Statista, исследующей рыночные и потребительские тренды, спрос на кроссовки значительно вырос.
Развивается и тренд на перепродажу обуви и одежды, предметов быта, что связано с глобальными тенденциями. Основная причина — желание людей сэкономить. По подсчетам, экономия для среднестатистического потребителя составляет 1760 долларов в год. Другой важный фактор — смена парадигмы мышления в сторону экологичности потребления, люди все чаще осознанно покупают подержанные вещи, чтобы внести свой вклад в защиту климата и экологии и отойти от чрезмерного потребления. Прогнозируется, что в течение следующих пяти лет общий рынок рекоммерции вырастет на 80% и достигнет 289 млрд долларов.
Рынок перепродаж кроссовок лишь часть общей глобальной тенденции. И все же именно эта ниша активно растет за счет любителей эксклюзивности, желающих приобщиться к миру роскоши и приобрести труднодоступные предметы, к которым и относят ограниченные легендарные серии кроссовок. Покупка подержанных вещей порой единственный способ получить такую пару, как Air Jordans ограниченного выпуска.