Голоса из окон: «подслушанные» истории старинных домов Петербурга и их жителей
В издательстве «Бомбора» вышла книга «Голоса из окон» блогера, писателя, драматурга Екатерины Кубряковой — сборник как бы подслушанных биографий старинных зданий Петербурга. Истории были собраны из мемуаров знаменитых и не очень горожан, очерков из газет, сцен из художественных произведений. Редакция Forbes Woman публикует отрывок о Доме Малоземова, где в двух смежных квартирах находилась женская гимназия. О ней вспоминает поэтесса Нина Берберова.
«В первом классе случилось одно происшествие, после которого моей матери довольно долго пришлось приходить в себя: я предложила одной подруге обменяться родителями. Я заметила, что за ней после уроков приходит мать с маленьким братом, и эта мать мне чем-то понравилась. Нравилось тоже, что отец ее писал в гaзeтax. Я сказала ей, что собираюсь, когда вырасту, тоже писать в газетах. Особенно же мне понравилось то, что у нее дома были еще сестры. Я объяснила ей, что будет очень, очень интересно, если на время перемениться родителями: она поживет вместо меня у нас, а я у нее. Так мы больше узнаем о жизни, сказала я, скорее вырастем, а то если все сидеть годами с одними и теми же родителями, то ничему не научишься и ничего не узнаешь.
Она оторопело посмотрела на меня и вдруг захныкала. Я пожала плечами, больно дернула ее за косичку и отошла.
На следующий день на перемене я заметила, что кое-кто с любопытством посматривает на меня. Пришли три большие девочки из пятого класса, им было лет по четырнадцати. Окружили меня:
— Ты что, найденная? Расскажи... Нет, я не была найденышем, а впрочем... кто его знает?
— Тебя что, дома порют? Нет, меня не пороли...
— А почему ты именно Тусю выбрала?
Я знала, почему именно я выбрала Тусю: я всегда хотела иметь сестер и братьев для того, чтобы они оттянули от меня внимание. Мне казалось: больше свободы, больше одиночества, меньше гнездышка, меньше крылышка, где пусть они будут сидеть, не я.
— Значит, ты хочешь кочевать по чужим родителям?
Я даже облизнулась от удовольствия при этой мысли.
— Ну подожди, попадет тебе от Марьсеменны.