Дима Зицер: «Сумасшедшее счастье, когда тебя любят не за оценки, а просто так»
Стоит ли говорить с детьми как со взрослыми? Почему мороженое перед обедом можно, а заставлять подростка предупреждать, когда он задерживается, бессмысленно? Пересказываем основные моменты лекции «Как начать отношения с ребенком с чистого листа?» педагога Димы Зицера.
О недочеловеках и людях
Еще недавно — что такое пара веков для истории? — отношение к детям было сугубо прагматичным: либо как к рабочей силе, либо как к кукле, которую можно нарядить и покрасоваться перед гостями. Эдакий недочеловек, которому надо поскорее вырасти лет хотя бы до семи, чтобы приступить к своим обязанностям.
Участь незавидная: маленький работник или игрушка, ребенок в любом случае считался собственностью взрослого и был абсолютно бесправным существом. Родители могли не только жестоко наказывать, но и распоряжаться жизнями детей.
Казалось бы, кошмар и варварство. Но так ли сильно изменилось отношение к детям в наши дни? Считаем ли мы их полноценными людьми? Если да, то откуда вот это: «Нужно вырасти и стать человеком»? Такой подход культивировался в советское время (взять хотя бы книгу «Баранкин, будь человеком!» и фильм «Приключения Электроника»), процветает он и сейчас.
Дети растут в этой системе координат, но главное — они сами согласны c тем, что они пока никто, что надо вырасти, чтобы стать настоящими людьми
Думающие, сознательные родители могут возмутиться: нет, все не так, мы видим в своем ребенке личность! И все же нет-нет да и проскакивает что-то вроде: ну вот когда он подрастет и с ним уже можно будет разговаривать как со взрослым…
А разговор с ребенком «как со взрослым» — в корне неверный подход: во-первых, он не взрослый. Во-вторых, получается, что говорить с ним как с ребенком не интересно, он пока не заслуживает внимания, не дотягивает.
С ребенком можно говорить на равных: как с цельной личностью. Только вот стоит ли? Мы разные, и в этом вся прелесть. И детям вы прежде всего нужны как родители, а не как собеседники-сверстники. Это задает рамки, которые им необходимы. Главная же родительская задача — сделать так, чтобы ребенок понял: он самостоятельная, цельная личность. Понял и поверил в это.