Цифровая доступность: почему инклюзия — вопрос прибыли
Инклюзивность — понятие не новое и для многих бизнесов привычное. Но сегодня под этим термином чаще всего подразумевают не только разработку доступной среды, но и включение в бизнес-процессы людей с разными возможностями здоровья, адаптацию интернет-сервисов и приложений для людей с инвалидностью. Как рассказывает менеджер направления инклюзии сервисов VK Василина Дрогичинская, сейчас становится понятно: цифровая инклюзия — accessibility — приносит бизнесу не только имиджевую пользу, но и реальную прибыль.
Клиенты, о которых забыли
Цифровая инклюзия — это концепция, по которой технологии доступны большинству пользователей, включая людей с инвалидностью и различными особенностями восприятия информации. Развивающийся рынок размером с Китай плюс Европейский союз — так сегодня оценивают мировой рынок аудитории с инвалидностью, имея в виду объем и клиентский потенциал. Так, по оценкам иccледовательской компании RoD Group, мировой рынок людей с инвалидностью — это 1,85 млрд человек с суммарным годовым располагаемым доходом в $1,9 трлн. Если добавить к ним членов семьи и друзей, то емкость рынка составит 3,4 млрд человек с годовым располагаемым доходом в $13 трлн. Более того, аудитория старшего возраста ежедневно увеличивает число людей с особенностями восприятия. Несмотря на физические и когнитивные изменения, их потребность и желание оставаться активными в обществе сохраняется.
Что касается России, то в нашей стране аудитория с инвалидностью — это примерно каждый восьмой житель. Если учесть людей в возрасте 50+, которых коснулись возрастные изменения, то это более 35% населения.
Согласно прошлогоднему исследованию НАФИ, из-за недостаточной адаптированности для людей с инвалидностью российский бизнес ежемесячно недополучает 4,8 млрд рублей. И несмотря на то, что аудитория с особенностями восприятия — это огромный сегмент покупателей, их потребности сильно недооцениваются.
В частности, около половины представителей бизнеса убеждены, что среди людей с инвалидностью нет спроса на услуги и товары их компаний. Например, 59% предпринимателей считают, что спрос почти отсутствует среди инвалидов по зрению, 57% — среди инвалидов с ментальными нарушениями, 51% — среди инвалидов по слуху. С другой стороны, 74% людей с инвалидностью отмечают, что сталкиваются с барьерами при приобретении требуемых товаров и услуг.
Несмотря на этот диссонанс, многие компании все-таки внедряют учет потребностей клиентов с разными особенностями восприятия в свои товары и услуги. Какой профит они в этом видят?
Не только инвалидность
Предприниматели сомневаются в покупательской способности этого сегмента аудитории. Однако пользователи с инвалидностью имеют постоянный доход. Как минимум они получают регулярные социальные выплаты от 8000 до 40 000 рублей. А еще многие работают или имеют дополнительные источники дохода. Согласно исследованию DisQuestion, проведенному инклюзивным проектом Everland, 71% пользователей с инвалидностью путешествуют более одного раза в год на период от трех дней и более. 65% посещают кафе и рестораны хотя бы один раз в несколько месяцев со средним чеком от 500 до 3000 рублей. А еще 52% людей с инвалидностью меняют сервис на другой, потому что не могу пользоваться его услугами.