Что стоит за цифрами всевозможных рейтингов и индексов гендерного равенства?

ForbesОбщество

Беременности и зарплаты: как составляются рейтинги гендерного равенства

Что стоит за цифрами всевозможных рейтингов и индексов гендерного равенства? Разбираемся, как их составляют и откуда берут данные

Олеся Гаврилова, Мария Михантьева

Иллюстрация Getty Images

Что можно посчитать

Разные рейтинги строят свою совокупную оценку исходя из разных данных. Возьмем для примера авторитетный Gender Inequality Index (GII), который составляется в рамках Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Этот индекс рассчитывается по трем основным категориям: охрана репродуктивного здоровья; гражданские права и возможности; экономическая активность и возможности на рынке труда.

Для первой категории измеряют два коэффициента. Коэффициент материнской смертности — это число материнских смертей на 100 000 живорождений за определенный период. По данным за 2017 год (более свежих индекс не приводит), ниже всего этот коэффициент у Норвегии (две смерти на 100 000 живорождений). Хуже всего дела с материнской смертностью обстоят в Южном Судане: 1150 материнских смертей на 100 000 рожденных детей — то есть в родах умирает каждая сотая женщина. В России этот показатель составляет 17.

Чем меньше женщины умирают в родах, тем лучше, но важно не только то, как мать чувствует себя в момент рождения, но и то, каков ее статус в момент зачатия. Об этом говорит показатель подростковой фертильности (число живорождений на 1000 девушек 15–19 лет) — то есть количество забеременевших несовершеннолетних. В 2021 году ниже всего этот показатель был в Гонконге и Дании (1,6 и 1,9 соответственно), выше всего — в Мозамбике и Нигере (165,8 и 170,5 соответственно); в России — 15.

Для второй категории оценивают количество мужчин и женщин старше 25 лет, которые получили среднее и высшее образование. По этому показателю в 2021 году лидировали Люксембург, Австрия, Канада и Киргизия, где, по данным ООН, все женщины старше 25 лет имеют хотя бы среднее образование. В России таких 92,8%. На последнем месте — Афганистан, где только 6,4% женщин имеют образование выше начального.

Кроме того, оценивается доля мест в парламенте, занимаемых женщинами. В 2021 году хуже всего ситуация была в Новой Гвинее, Вануату и Тонга, где женщины вообще не были представлены в законодательной власти. А лучше всего — на Кубе и в Руанде, где женщины занимали 53,4% и 55,7% мест в парламенте соответственно.

Третья категория измеряется количеством женщин старше 15 лет на рынке труда — либо работающих, либо активно ищущих оплачиваемую работу. Последние места ожидаемо занимают Йемен, Ирак, Иордания, Иран и Афганистан. Лидируют Соломоновы острова, Руанда, Мадагаскар, Танзания и Зимбабве. В России, по данным за 2021 год, работают 54,5% женщин трудоспособного возраста.

Другой индекс, Global Gender Gap Report от Всемирного экономического форума, собирает статистику по четырем категориям-субиндексам — это экономическое участие и возможности, уровень образования, здоровье и выживаемость, а также политические права. Некоторые показатели — такие же, как и у GII ООН: количество женщин со средним и высшим образованием, количество работающих женщин, количество женщин в парламенте. Но есть и другие.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении