Балерина Анна Павлова: она любила лишь раз и не бежала от ранней смерти
Как Анна Павлова танцевала “Умирающего лебедя”, можно лишь догадываться. Сохранившиеся кинокадры не дают полного представления о магии, которая завораживала и сводила с ума. Когда французский композитор Камиль Сен-Санс, на музыку которого был поставлен “Лебедь”, увидел танец Павловой, у маэстро вырвалось: “Мадам, теперь я понял, какую прекрасную музыку написал!"
Анна Павлова без отца
Будущая балерина родилась 12 февраля 1881 года в деревне Лигово под Петербургом в семье швеи (которой приходилось подрабатывать прачкой) Любови Павловой. Родилась недоношенной и выжила чудом. Официального отца – отставного солдата Преображенского полка Матвея Павлова – Аня не помнила.
Богатое детство бедной девочки
Молва считала ее настоящим отцом Лазаря Полякова, банкира и младшего брата российского “железнодорожного короля” Самуила Полякова. Возможно, это просто легенда. Но она, во всяком случае, объясняет некоторые неувязки между бедным детством солдатской дочки и снятой для Аниной бабушки двухэтажной дачей в Лигове – аристократическом предместье Северной столицы, куда на лето съезжались театральная богема и тогдашние нувориши. Да и частое посещение Мариинки и обучение в столичной Императорской балетной школе тоже стоили денег. И немалых.
В балет со второго раза
Впрочем, в балетную школу болезненную девочку приняли только со второго захода. То, что она станет танцовщицей, Аня знала с восьми лет, едва побывав с матерью на балете в Мариинке. Тогда она заявила: “Я буду танцевать Спящую Красавицу в этом театре!” Однако первая попытка поступления в школу закончилась провалом. Вторая попытка тоже чуть было не сорвалась. Судьбу Ани решил председатель приемной комиссии – знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. Посмотрев танцевальный номер Ани Павловой, седоусый мэтр вынес вердикт: “Пушинка на ветру – она будет летать на сцене”.
Нескладная Павлова по прозвищу Швабра
В училище поддерживалась дисциплина, которой позавидовала бы и казарма! Подъем в восемь, обливания холодной водой, молитва, завтрак, а затем восемь часов изнурительных занятий у балетного станка, прерываемых лишь вторым завтраком (кофе с сухариками), обедом, не утолявшим голода, да ежедневной часовой прогулкой на свежем воздухе. В половине десятого вечера ученицы были обязаны находиться в своих постелях. Плюс конкуренция, ревность, интриги.
Анне с ее странной осанкой и слабым здоровьем изрядно доставалось от ее гибких, фигуристых подруг – одно прозвище Швабра чего стоило!
В технике танца Анна уступала многим балеринам, в том числе прежним выпускницам той же школы – звездам русского балета Матильде Кшесинской, Тамаре Карсавиной и Ольге Преображенской. Она не могла “прокрутить” все 32 фуэте, как это делала Кшесинская. Но зато хрупкой и воздушной Павловой не было конкуренции по части артистизма и балетной импровизации. Она не работала, а танцевала – самозабвенно и вдохновенно.