С 1900 года до наших дней: история страны через ее киногероев
Искусство всегда в той или иной степени отражает окружающую реальность и рефлексирует по поводу своего времени и его типичных представителей. В нашей новой статье мы решили рассмотреть, как менялся этот самый герой времени в течение целого столетия - от момента возникновения кинематографа и до наших дней. Мы старались идти по горячим следам и выбирать фильмы, снятые в ту же эпоху, о которой идёт речь. В редких случаях обращались к фильмам, вышедшим на экраны чуть позднее, так как кинематограф не всегда успевает за действительностью. Выбор фильма, который дает обобщённый портрет поколения, - непростая задача, и на эту роль может претендовать сразу несколько картин, однако мы выбрали самые репрезентативные примеры.
1910-е - «Октябрь» Сергея Эйзенштейна
Герой времени - «человек масс».
В 1927 году, к годовщине революции, Сергей Эйзенштейн снял поистине легендарный фильм, кадры из которого и по сей день путают с документальной хроникой той эпохи. В своей работе Эйзенштейн воссоздает события Октябрьской революции и штурм Зимнего дворца. Своей задачей режиссёр ставил в том числе создание картины без четкого драматургического сюжета и без главных героев, и это ему удалось. Эйзенштейн создаёт на экране убедительный образ нового человека - того, которого Хосе Ортега-и-Гассет назвал «человеком масс», и провозглашает новую эпоху.
1920-е - «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова
Герой времени - человек города.
«Человек с киноаппаратом», в 2014-м названный британским журналом Sight & Sound лучшим документальным фильмом всех времён, подводит своеобразную черту новой эпохи 20-х годов. Собранный из множества разных кусочков, фильм демонстрирует настоящую жизнь современного города, с её рабочими, фабриками, заводами. Съёмки проходили в Москве, Одессе и Киеве. В рамках нашей темы лента примечательна тем, что даёт наиболее полную и актуальную картину советской жизни 20-х с пока ещё не оформившимся героем.
1930-е - «Веселые ребята» Григория Александрова
Герой времени - парень из народа.
1930-е - расцвет музыкальных комедий Григория Александрова с Любовью Орловой в главной роли. «Весёлые ребята» - классическая комедия положений, в которой девушка из богатой семьи принимает главного героя, пастуха Костю, за известного дирижёра и приглашает его на вечер в пансион. Естественно, всё идёт не по плану и правда раскрывается, однако это ничуть не мешает главному герою найти свою любовь в лице домработницы Анюты и даже получить профессиональное признание и любовь публики. Герой времени - простой парень из народа. Через фильм красной нитью проходит наивная мораль про всепобеждающее добро и преодоление классовых различий.