Автоправо
Дело хозяйское
Соблюдение правил остановки и стоянки в столице контролирует сразу несколько служб. Разберемся, кто есть кто и чем они вправе заниматься
Современные реалии таковы, что Госавтоинспекцию уже нельзя считать единоличным хозяином дороги. У служивых появились конкуренты из числа вполне себе гражданских лиц, которые, тем не менее, представляют для обычных автомобилистов чуть ли не большую угрозу, чем люди в форме. Первыми это почувствовали на себе москвичи: если на патрульный автомобиль ДПС мало кто реагирует, то серебристо-зеленые «Солярисы», колесящие по столичным дорогам и фиксирующие нарушения правил парковки, заставляют остановившихся не по правилам водителей срочно срываться с мест или, выскакивая из машины, прикрывать собственными телами номера от всевидящего объектива бортовой фотокамеры. Шутка ли, когда суммы «парковочных» штрафов исчисляются четырехзначными числами! С недавних пор появились и пешие патрули, вооруженные планшетными компьютерами, с помощью которых они фиксируют и передают для обработки материалы на нарушителей. По сути дела сейчас в Москве работают две организации, следящие за соблюдением правил парковки.
Вот уже два года как полномочия по рассмотрению административных дел, связанных с нарушением требований дорожных знаков и разметки, запрещающих остановку или стоянку (часть 5 статьи 12.16 КоАП РФ), лежат на Московской административно-дорожной инспекции. Эта структура создана правительством Москвы и состоит исключительно из гражданских лиц, хотя среди них немало и отставных сотрудников дорожной полиции. МАДИ имеет право штрафовать только в тех случаях, когда машина припаркована в зоне действия знаков 3.27 «Остановка запрещена», 3.28 «Стоянка запрещена», а также 3.29 и 3.30, вводящих ограничения на стоянку соответственно по нечетным и четным числам месяца. Если автомобиль стоит у желтой линии разметки (сплошной или прерывистой), также запрещающей остановку или стоянку, знайте, что это тоже сфера интересов дорожной инспекции.
Фиксирует нарушения МАДИ только с помощью фотокамеры, передавая затем снимки в Центр автоматизированной фиксации правонарушений для обработки, вынесения постановлений о штрафе и рассылки «писем счастья». Однако когда инспекторы застают нарушителя прямо в машине, они могут попытаться вынести постановление на месте. Для этого им необходимо получить у водителя права и документы на машину. Имейте в виду, что согласно Правилам дорожного движения никому кроме полиции документы вы предъявлять не обязаны, так что подобное требование можете смело игнорировать. Если ситуация становится конфликтной, предложите вызвать стражей дорог в погонах, которым вы с радостью передадите бумаги. Помимо права штрафовать, у МАДИ есть полномочия задерживать припаркованные с нарушением требований знаков и разметки автомобили и перемещать их на штрафстоянку, разумеется, только в отсутствие водителя или пассажиров. Поскольку своей службы эвакуации у инспекции нет, на помощь приходит «Администратор московского парковочного пространства», владеющий хорошо знакомыми москвичам зелеными эвакуаторами.
Сотрудники МАДИ и АМПП не вправе требовать у водителя какие-либо документы или останавливать нарушителя
Именно АМПП является второй городской службой, которая на вполне законных основаниях хозяйничает на столичных дорогах. Ее компетенция – соблюдение порядка пользования городскими парковками, главным образом, контроль оплаты. Если стоянка не оплачена, инспектор АМПП передает информацию в головной офис для вынесения штрафного постановления и отправки его нарушителю. Эвакуировать за неоплату парковки нельзя. Как и сотрудники МАДИ, инспекторы АМПП в процессе проверки выполнения правил парковки не вправе требовать у водителя какие-либо документы или останавливать нарушителя. Правда, документы (водительское удостоверение, свидетельство о регистрации, полис ОСАГО, а в отсутствие собственника еще и доверенность) все же потребуют, когда придется забирать машину со штрафстоянки. Таково требование закона. К слову, неоплата услуг эвакуации, а тем более штрафа, не является основанием для отказа в выдаче машины.
Ну а как же, спросите, доблестная ГИБДД? Неужто ее лишили своей части «парковочного пирога»? Вот и нет! За дорожной полицией остался контроль всех остальных правил остановки и стоянки, за исключением тех, которые переданы МАДИ и АМПП. Иными словами, инспектор ДПС по-прежнему вправе штрафовать за парковку на пешеходных переходах, тротуарах, остановочных пунктах маршрутного транспорта, пересечениях проезжих частей, трамвайных путях и в прочих ситуациях, когда машина стоит с нарушением требований ПДД. Правда, делать это можно только в «ручном» режиме, выписывая постановление о штрафе собственноручно и вручая его непосредственно водителю. Не забывайте также, что задержание неправильно припаркованного авто – это тоже функция ГИБДД, хоть и делают они это руками все того же АМПП.
Продолжение следует
Несмотря на то, что деятельность МАДИ и АМПП вызывает огромное количество нареканий не только со стороны граждан, но и у контролирующих органов – полиции и прокуратуры, столичные власти не планируют останавливаться на достигнутом. В планах мэра, а точнее, его заместителя Максима Ликсутова, прибрать к рукам право рассматривать административные дела вообще обо всех правонарушениях в области дорожного движения, зафиксированных с помощью фото и видеокамер, коих в достатке на московских дорогах. Готовый законопроект уже два года лежит в Государственной Думе и ждет своего часа. Ждать, по всей видимости, осталось недолго. Если это произойдет, то средства автоматической фиксации правонарушений, изначально придуманные для повышения безопасности на дорогах, окончательно превратятся в инструмент пополнения бюджета.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl