5 выдающихся современных авторов, пишущих серьезную научную фантастику
Существует мнение, что времена так называемой «твердой» фантастики с новыми идеями и описанием инновационных технологий остались далеко в прошлом, и сейчас большинство фантастов фокусируются на психологии, отношениях между людьми, экологии, но только не на технологическом прогрессе и проблемах, которые не в состоянии решить современная наука. Сюжеты действительно усложняются, но твердая фантастика никуда не исчезла, и среди наших современников много авторов, исследующих то, как может выглядеть будущее, основываясь на новых технологиях и передовых научных исследованиях. Рассказываем о нескольких таких писателях.
Нил Стивенсон
Уже то, что романы Нила Стивенсона высоко ценят известные IT-бизнесмены — Билл Гейтс, Сергей Брин, Ларри Пейдж, — указывает на серьезный подход автора к проработке идей и фокус на технологичность, научную составляющую и безупречную логику. Действительно, Стивенсон не дилетант в области инноваций, он увлекается программированием, работал консультантам в нескольких американских технологических компаниях, включая Blue Origin. Из-за практического опыта и личного интереса к IT он чутко улавливает будущие тренды — например, он писал о метавселенных еще в «Лавине» 1992 году, а о «криптовалютах» — в «Криптономиконе» в 1999 году. При этом больше всего Стивенсона интересует этическая и социальная стороны вопроса: влияние технологий на человечество, социальные изменения и изменения морали, вызванные технологическим прогрессом, риски цифрового будущего.
Самый свежий изданный на русском роман автора «Падение, или Додж в аду» исследуют возможности и опасности цифровых вселенных. Благодаря технологии переноса сознания люди после смерти перемещаются в цифровую симуляцию, созданную миллиардером Доджем, первым пользователем этой технологии. Но из-за того, что при переносе личные воспоминания не сохраняются, оцифрованные люди живут не своей жизнью, становятся персонажами высокого фэнтези, основанного на обрывочных воспоминаниях Доджа о «Властелине колец» и другой классике культуры, религиозных и мифологических сюжетах. Фэнтезийная часть дилогии — своего рода размышление о групповой памяти и идентичности, сохраняемых даже после утраты личностных особенностей. При этом фантастическая часть не только препарирует идею мира как симуляции, но и рассматривает практическую целесообразность массового цифрового переноса, ведь это требует огромных вычислительных мощностей и иных ресурсов.
В этом году на русском ожидается роман Стивенсона «Termination Shock», написанный в 2021 году. В нем писатель снова (после «Семиевия») обращается к теме надвигающегося апокалипсиса — в этот раз из-за серьезных климатических изменений. Американский миллиардер начинает реализовывать проект в области солнечной геоинженерии, направленный на обращение вспять парникового эффекта, но это приводит к драматическому сдвигу в балансе сил и ставит страны на грань широкомасштабной вoйны.
Ким Стэнли Робинсон
Если Стивенсон обратился к теме экологии сравнительно недавно, то для Робинсона это одна из основных тем в творчестве. Еще в цикле «Марс» (1993-1999 гг.) писатель рассказывает о колонизации Красной планеты мировыми державами как о попытке «нового старта» на еще не истощенной планете. Несмотря на все сложности выживания на другой планете, переселенцы связывают с Марсом жизнь и готовы бороться за свое видение социального и политического устройства. Здесь есть и противостояние между приверженцами скорейшего терраформирования и сторонниками сохранения первозданной природы, и стычки между капиталистами и анархистами. Но главное, чем выделяется цикл, — детальным и достоверным описанием технологических решений, селекции