Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Намибия
Если судить по популярности африканских туров, Намибия является одной из наиболее посещаемых стран Чёрного континента. Считается, что причина этого кроется в удивительном сочетании девственной природы и европейского порядка. По плану кругосветки именно Намибия должна была стать следующей страной нашего маршрута.
Бывшая Германская Юго-Западная Африка с одной стороны граничит с ЮАР, с другой - с Анголой. Огромное пространство пустыни Намиб, Берег Скелетов с останками кораблей, гигантские дюны в Соссусфлей, заброшенный город алмазодобытчиков Колманскоп, племена химба и гереро, жёсткие внедорожные трассы на севере... В общем, нитка нашего маршрута извивалась на карте как змея. Нам непременно хотелось проехать Намибию своим путём - не обычным туристическим, а более сложным. Именно поэтому мы сразу исключили популярный национальный парк «Этоша», добавив трек по самому северу, ближе к реке Кунене, где дороги были обозначены значком «4х4 Trail», то есть «Маршрут 4х4».
Немецкий порядок
Первое, что бросается в глаза при въезде в страну - это порядок. Немцы, проиграв в Первой мировой войне, лишились своих немногочисленных колониальных владений. Мандат на управление этими территориями получили англичане, и долгое время, вплоть до 1990 года, Намибия входила в состав сначала Южно-Африканского Союза, а затем - Южно-Африканской Республики. Тем не менее немецкие переселенцы не торопились уезжать с обжитых мест и в большинстве своём остались. Названия городов говорят сами за себя: Людериц, Виндхук, Колманскоп. Несколько тысяч семей здесь до сих пор считают немецкий своим родным языком. Знаки, дороги, чистота наводят на мысль, что вы попали в европейский анклав в сердце Африки.
Намибия и Эфиопия сопоставимы по размерам территорий (эфиопская почти на треть больше), но по количеству населения отличаются в 40 раз. По сравнению с эфиопскими 100 миллионами в Намибии почти пусто - всего 2,5 миллиона человек. И все они сосредоточены в более-менее крупных городах. Асфальтированные дороги здесь идеального качества. Гравийки, кстати, тоже. Впервые в жизни мы увидели на гравийной дороге ограничение - 100 км/ч. Но самое интересное, что скорость можно спокойно увеличивать до 110, и даже 130. Единственный минус - невероятное количество пыли, попадающее в наш не очень герметичный кунг, каждый вечер приходится выметать добрый килограмм африканского песка.
Кемпинги - особая гордость Намибии. Они есть практически везде, даже в самых отдалённых и глухих уголках страны. Стоят недорого (в среднем 10–15 американских долларов на человека) и, как правило, включают в себя чистую территорию, туалет, душ, часто - место для готовки, возможность купить дрова и доступ к электричеству. За две недели мы провели буквально несколько дней в гостиницах, да и то исключительно в крупных городах, а остальное время кемпинговались в палатках, чему были несказанно рады. За все предыдущие 25 000 км по восточному побережью мы всего несколько раз имели возможность разложить палатки, но, начиная с Намибии, они стали основным жильём.
Каньон Фиш-Ривер
По гравийным дорогам за день можно спокойно преодолевать по 400– 500 км, по пути встретив всего несколько машин и небольших поселений. Такое ощущение, что здесь никто не живёт. Так мы добрались до Фиш-Ривер - самого большого в Африке каньона, находящегося недалеко от границы с ЮАР (откуда мы и въезжали). Как ни странно, понравился нам не столько сам каньон, сколько горячие источники по соседству. Уже после пятнадцати минут созерцания Фиш-Ривер на 40-градусной жаре становится откровенно скучно. Красиво, впечатляюще, но задерживаться не хочется. А вот источники Ай-Айс - настоящее чудо. Помимо зелёного кемпинга, здесь несколько бассейнов с природной тёплой водой. Один из них платный и работает до 20.00, другой, с подсветкой, открыт 24 часа в сутки. Какое же блаженство плавать в воде 34–35 градусов и смотреть на звёздное небо. Мы наслаждались, понимая, что дальше уровень комфорта будет идти по нисходящей. В соседней Анголе цивилизации куда меньше, а в ДРК (Демократической Республике Конго), Габоне и Камеруне путешествие превратится в настоящее приключение без кемпингов, бассейнов и прочих радостей жизни. Заодно мы наконец сумели разобрать полезные вещи, присланные нашим партнёром - компанией «Полиуретан». Теперь мы ещё и экипированы по полной!
Колманскоп
В 1883 году немецкий торговец Адольф Людериц выменял у местного племени за пару сотен ружей и сотню фунтов золота кусок побережья длиной в 40 миль. Правда, скоро немецкие власти объяснили предприимчивому Адольфу, что земля должна принадлежать Германии и нечего разводить самодеятельность. Побережье перешло в руки рейха, а название портового города осталось прежним Людериц. Честно говоря, городом я бы его не назвал, скорее уж поселком городского типа. Зато всё близко и доступно. Ещё на подъезде мы почувствовали неожиданно сильные порывы ветра, а ближе к городу песчаные перемёты на пути. Нам сказали, что это обычная погода для этого времени.
Буквально в 20 минутах от Людерица находится заброшенный город Колманскоп. В начале ХХ века здесь были обнаружены алмазы и началась настоящая алмазная лихорадка. Как в кино. Быстро и с немецкой педантичностью построили город. Дело пошло и из земли извлекали около 5 миллионов карат (около 10 % тогдашней мировой добычи), но уже к 1926 году месторождение полностью исчерпалось. Жители начали покидать дома, и к 1956-му город опустел. Позже алмазный гигант De Beers за свой счёт отреставрировал часть помещений до состояния 1926 года, но часть построек до сих пор занесена песком.
Скорость ветра превышает 90 км/ч. Машину раскачивает из стороны в сторону, на дороге песчаные перемёты, а крупный песок бьёт в стекло и скребёт по корпусу. На въезде в Колманскоп стоит открыть дверь, как в салон врывается песчаный вихрь. Выйти из машины непросто, но даже когда это всё-таки удаётся, ты получаешь порцию песка в лицо, рот, глаза и уши. Мы закутываемся, надеваем толстовки и очки и отправляемся на экскурсию по городу-призраку.
Идти тоже непросто. Ветер сбивает с ног. Фототехника тут же забивается песком. Особенно жуткое впечатление возникает в домах, где через разбитые окна и двери намело целые горы, крыша грохочет от ветра, а через микроскопические щели продолжает сыпаться песок. Я не впервые оказываюсь в заброшенных городах, и ощущение в них всегда одно и то же - хочется сбежать.
Отреставрированные помещения - просто живая история. Зал для кегельбана, спортивный зал, больница, несколько жилых домов с полным убранством: скатертями, кроватями, одеждой, мебелью и даже телефоном на столе. Всё это мы рассматривали под завывание ветра. Возникает ощущение, что пески времени уносят тебя в далёкое прошлое и сейчас ты услышишь звук шагов, голоса, появятся люди, когда-то добывавшие в этом аду алмазы...