25 слайдов на $70 млрд: презентация, из которой вырос бизнес Uber
Исторический питч 2008 года: как основатели Uber видели перспективы стартапа, который за десять лет вырос в многомиллиардный бизнес?
Первая неделя торгов акциями Uber на Нью-Йоркской фондовой бирже получилась непростой для компании. Бумаги пока так и не вернулись к отметке в $45 за штуку, по которой сервис вызова такси проводил размещение 10 мая. Накануне открытия сессии 19 мая стоимость акций составляет менее $42, а капитализация — $70,5 млрд, более чем на $10 млрд меньше оценки бизнеса в рамках IPO.
Тем не менее, временные трудности транзита из частной компании в публичную не отменяют масштаба феномена Uber: это один из самых успешных стартапов последнего десятилетия, создавший не просто новую бизнес-нишу, а целую модель совместного потребления товаров и услуг. Едва ли основатели компании Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик одиннадцать лет назад представляли себе эффект, который их проект окажет на весь мир — в 2008-м предприниматели считали самым оптимистическим сценарием наращивание выручки сервиса до $1 млрд в год. А еще более вероятным вариантом развития событий им виделся охват 5% рынка такси в крупнейших городах США и $20-30 млн чистой прибыли в год.
Все эти прогнозы Кэмп, Каланик и их команда изложили в исторической презентации, которую решил вспомнить Forbes в связи с IPO Uber. И хотя реальность превзошла часть их ожиданий (Uber с аудиторией более 90 млн пользователей и выручкой $11 млрд в год работает в трети всех стран мира), есть в питче для инвесторов 2008 года и так и не ставшая актуальной фраза: «Прибыль заложена в концепции сервиса». Только в 2018-м Uber получил убыток в $3 млрд — и именно сомнения в способности компании стать рентабельным бизнесом продолжают давить на котировки.
В чем еще оказались правы, а в чем ошиблись Кэмп и Каланик, мечтавшие о большом будущем для своего стартапа?
Сервис нового поколения
UberCab убрал cab («такси») из названия в 2010 году — как раз когда получил первое предупреждение от муниципалитета Сан-Франциско. Позднее компания значительно расширила сферу деятельности и начала предлагать клиентам велосипеды, скутеры и даже идею — пусть пока и не реализованную — воздушных такси.
Чем Uber лучше такси
Uber с самого начала держал такси под прицелом и в итоге перевернул отрасль. На протяжении всех этих лет таксисты по всему миру боролись с сервисом, регулярно устраивая протесты. Но к ноябрю 2017-го водители Uber по числу поездок в месяц опередили водителей «зеленых» и «желтых» такси даже в консервативном Нью-Йорке, о захвате которого мечтали Кэмп и Каланик.
Девальвация медальонов
Растущая популярность сервиса привела к падению цен на медальоны — специальные знаки на капоте официальных перевозчиков в Нью-Йорке. Эти символические разрешения на работу таксистом, которые раньше стоили в среднем полмиллиона долларов, в 2018-м уходили с аукциона за $160 000.
Элитная концепция
Еще один вариант слогана Uber звучал так: «Сделаем перевозки такими же надежными, как водопровод». К моменту IPO компания придумала более звучную формулировку: «Создаем возможности, приводя мир в движение». Но первый вариант лучше отвечал мечте основателей о выходе за пределы Сан-Франциско и Нью-Йорка. Сегодня сервис работает более чем в 700 городах.