В обозримом будущем беспилотники смогут заполнить дороги, водоемы и небеса

Зеркало МираАвто

Перспективы и проблемы беспилотного транспорта

Ездящих, плавающих и летающих беспилотников становится все больше. В обозримом будущем они могут заполнить дороги, водоемы и небеса. О перспективах и проблемах беспилотных транспортных средств журналу «Зеркало Мира» рассказал главный аналитик Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин.

Интервью взял Стас Борисов

Андрей Геннадьевич, что такое «беспилотный транспорт»?

Под это понятие попадают транспортные средства, оснащенные системой автоматического управления и способные передвигаться из одной точки в другую без присутствия человека на борту. Для решения этой задачи необходимо гарантированно – т.е. надежно, исключив любой спуфинг* – определять местоположение движущегося средства с точностью, которую не дают глобальные космические системы позиционирования, операторы которых к тому же не несут никакой ответственности за сигнал. Чаще используются данные с сенсоров различной природы, сопоставляемые с высокоточными картами, заложенными в систему. Затем идет этап распознавания и идентификации объектов вокруг. Следует «видеть» и классифицировать всех участников движения, их размер, скорость, направление движения. Потом идут этапы предсказания (алгоритмы прогнозируют дальнейшее поведение других участников движения) и планирования (как будет действовать автономное транспортное средство с учетом того, что оно «видит» и прогнозирует). И все это в реальном времени.

*спуфинг – кибератака, в рамках которой мошенник выдает себя за какой-либо
надежный источник, чтобы получить доступ к важным данным или информации

«Беспилотность» в таком понимании – следующая ступень в развитии транспорта, когда человек отстраняется от управления транспортным средством. К этому идут, постепенно повышая уровень автономности и передавая принятие решений алгоритмам. Например, в автомобильном транспорте принято выделять пять уровней автономности.

Нулевой – полностью ручное управление (водитель все делает сам).

Первый – помощь водителю. На машине установлен адаптивный круиз-контроль и блоки предупреждения о сходе с полосы и помощи при парковке.

Второй – начальный уровень. Система помогает управлять рулем, скоростью автомобиля и движением по полосе, но в разных ситуациях управление сразу передается водителю.

Третий – средний уровень. Машина справляется почти во всех случаях, но водитель нужен, чтобы реагировать на сложные ситуации.

Четвертый – высокий уровень. В теории тут уже можно отпустить руль – машина сама со всем справится, самостоятельно доезжая до пункта назначения, но только при идеальных погодных условиях (а если нет – просто остановится). Таким автомобилям нужны 3D-карты местности, иначе автопилот перейдет в режим третьего уровня или отключится.

Пятый – полный автопилот. Автомобилю не нужен водитель. Последний может не держаться за руль, сесть на пассажирское сиденье или вообще выйти из кабины.

Сейчас пятый уровень считается подлинно беспилотным, хотя не исключаю, что по мере усложнения технологий появятся шестой и следующие уровни.

Поэтому термин «беспилотный транспорт» – это скорее маркетинг. На самом деле важно то, обязателен ли человек в кабине (на борту), да и есть ли кабина вообще. Также правильно выделять две категории высокоавтоматизированного транспорта, включая беспилотный: работающий на маршрутах общего пользования (железные и автомобильные дороги, воздушные и водные трассы) и тот, что используется исключительно на закрытых площадках (заводы, карьеры, склады, сельхозугодья, внедорожье и т.п.).

– Какие особенности и риски присущи беспилотному транспорту?

Рассмотрим авиационный и автомобильный сектора – они чаще на слуху, имеют общие черты и различия. Последние связаны с рисками эксплуатации для людей и экономики. В автотранспорте самый главный риск – возникновение аварийных ситуаций с беспилотными авто среди людей и в общем транспортном потоке. У авиационного транспорта риск иной, и он связан с нанесением ущерба при падении аппарата или при столкновении с пассажирским самолетом. У дронов есть еще один специфический риск – вторжение в частную жизнь. Наглядно: из-за коптеров самые высокие заборы в загородных домах звезд бесполезны, а люди, живущие в пентхаузе «Москва-Сити», теперь должны иметь плотные шторы на всех окнах (смеется)...

– Какие барьеры стоят перед беспилотным транспортом?

Часто говорят о трудностях в области технологий. У меня иное мнение: основной барьер сегодня – это управление рисками применения беспилотного транспорта. И для этого лишь два пути: создание специальной инфраструктуры и разработка нормативной базы.

Также сегодня внедрение беспилотников – это уже не вопрос технологий, а вопрос об экономической эффективности их применения в бизнес-процессах. Если эффективность беспилотников в военном деле, к сожалению, уже не вызывает сомнений, то при гражданском применении это требует доказательств, в том числе на автомобильном транспорте, как самом массовом. Но парадокс в том, что ответ можно получить только при массовом производстве и применении беспилотных авто. Получается, пока не начнем массовую эксплуатацию беспилотных автомобилей, то и не поймем, насколько они экономически эффективны. И если они покажут себя экономически неэффективными для каких-то бизнес-задач, то там их пока и не будет.

– То же самое происходило в эру зарождения автомобилей или самолетов…

Изначально это все развивалось как некий «премиум-сегмент». Люди, которые используют «премиум-продукт», не думают об экономике! Если кто-то считал для себя престижным ехать не на карете с лошадьми, а на автомобиле, ему экономика была глубоко безразлична. То же самое было и с первыми самолетами: они решали некие эксклюзивные задачи. До появления массовых рынков прошли десятилетия. Мы же с беспилотными автомобилями хотим тот же самый путь пройти за годы.

При этом для автотранспорта есть несколько сфер, которые выглядят потенциально более привлекательно для перехода к беспилотности. Например, на современном уровне доверия к беспилотным технологиям, который подтверждается лишь практикой, не могу представить, что грузовики могут в беспилотном режиме ездить в городах. Но вот грузовики в магистральных перевозках – вне городов – сфера, которая выглядит привлекательно для оценки экономики беспилотных технологий.

Также важно, что на экономику новой технологий необходимо смотреть интегрально. Так обычно эксперты говорят, исключение человека-водителя позволит сэкономить на зарплате. Но это узкий подход: ведь водитель, например, грузовика, помимо управления автомобилем, выполняет еще целый ряд необходимых при перевозке груза функций: обслуживание и мелкий ремонт машины в дороге, охрана и сопровождение груза.

Замена спущенного колеса для водителя – вопрос 15-20 минут и в рамках зарплаты. А если проблема с колесом случится с беспилотным грузовиком, да еще на трассе Чита – Хабаровск? Ремонтники на место прибудут через несколько часов, и, значит, это время будет потеряно перевозчиком! Плюс плата ремонтникам за дорогу туда-обратно и за саму смену колеса. А если груз имеет ценность, то его надо охранять в пути. Человек-водитель это делает параллельно с управлением автомобилем и за зарплату, а как для беспилотного грузовика? Поставить на грузовик множество датчиков, обвесить камерами, бронировать двери? Заключить контракты со службами охраны на дороге? Деньги, деньги. Которые для расчета экономики перевозки необходимо учитывать.

Беспилотные электрогрузовики Volvo не имеют кабины

– Не может ли оказаться в данном случае, что «вычитание» человека-водителя из формулы перевозки даст не слишком большую экономию?

Об этом и речь! Надо считать интегрально, учитывая плюсы и минусы при переходе на беспилотный бизнес-процесс перевозок – и грузовых, и пассажирских.

Начнем с плюсов. Главная экономия в том, что нет зарплаты водителям, а в магистральном грузовике их даже двое. Далее, есть прототипы, где нет и кабины – экономия на стоимости автомобиля. Также система управления беспилотника всегда (теоретически) выбирает оптимальный режим движения: скорости, разгонов, торможений – это тоже экономия. Оценки на моделях показывают: затраты топлива снижаются на 10%.

И, наконец, снижение аварийности, на которое много надежд. Да, статистика аварий «пилотируемых» автомобилей такова, что 90% ДТП – следствие «человеческого фактора», неправильных действий водителя (хотя, думаю, 90% потому, что на водителя юридически проще «повесить» недочеты всех остальных на дороге). И тогда, просто исключив «человека за рулем», якобы снижаем аварийность! Колоссальная экономия. Но... но, если мы убираем одну систему управления автомобилем – человека, «совершающего ошибки», то на его месте появляется другая система управления – на основе датчиков и программного кода! Которая также не может быть безошибочной, по определению. Получается, здесь нужна статистика массового беспилотного движения, и только тогда можно будет оценить, как снизилась аварийность. Да и снизилась ли? Это все ожидаемые плюсы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как настроить здоровый сон: подробный путеводитель Как настроить здоровый сон: подробный путеводитель

33 совета по улучшению ночного отдыха, главные научные факты и мнения экспертов

Reminder
Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле

Что раздражает владельцев машин премиум-класса?

4x4 Club
Орудия пыток Орудия пыток

Для допросов с применением пыток были придуманы самые разные приспособления

Дилетант
Кубок «Америки»: мифы, времена и люди Кубок «Америки»: мифы, времена и люди

Как и благодаря кому Кубок «Америки» обрел свой уникальный статус?

Y Magazine
Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе

Как распознать эндометриоз, как его диагностируют и можно ли его вылечить

Forbes
Авокадо Авокадо

Все о загадочном авокадо: калорийность, состав, польза

Здоровье
У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок! У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок!

Глава из нового романа Майка Омера, от которого волосы встают дыбом

Maxim
Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group

Гасан Мустафаев об экспансии за рубеж и качествах необходимых предпринимателю

РБК
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Синдром тетки Синдром тетки

Как прогнать «тетку» из своей жизни и разума?

Лиза
Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было

Амбициозный программист сначала стал преступником, затем национальным героем

ТехИнсайдер
Что такое русский модерн? Что такое русский модерн?

Как русский модерн преломляется и выглядит в современных интерьерах наших дней?

Правила жизни
Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится

В чем секрет успеха игры, у которой нет главного – конечной цели?

Цифровой океан
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
Что такое зависимость? Что такое зависимость?

Глава из книги психиатра-нарколога Марата Агиняна «Зависимость и ее человек»

Psychologies
Спиной к еде Спиной к еде

Чтобы привести себя в форму, зачастую не нужны жесткие диеты

Лиза
Тру-крайм по-русски: как Леонид Каневский, бессменный ведущий передачи «Следствие вели…», стал культовой фигурой для зумеров Тру-крайм по-русски: как Леонид Каневский, бессменный ведущий передачи «Следствие вели…», стал культовой фигурой для зумеров

В чем феномен популярности передачи «Следствие вели…»?

Правила жизни
Самые известные пираты в истории Самые известные пираты в истории

Пираты, лихой судьбе которых позавидует сам капитан Джек Воробей!

Maxim
Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост? Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост?

Почему природа для каждого бобика придумала разные хвосты?

ТехИнсайдер
Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике

Глава из триллера Майка Омера «Странные игры» о тайнах психики

СНОБ
Символы статуса: 5 вещей, которые почти невозможно получить, даже если вы баснословно богаты Символы статуса: 5 вещей, которые почти невозможно получить, даже если вы баснословно богаты

Кое-что в этой жизни так просто не покупается (и речь тут не о сантиментах)

Maxim
На доверии На доверии

Интуитивное питание — очень простой способ выстроить правильные отношения с едой

Лиза
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Зональная диета: что это за система питания и как она работает?

Лиза
Не вступать в старость без любви: почему возраст пугает и как научиться его принимать Не вступать в старость без любви: почему возраст пугает и как научиться его принимать

Глава из книги «Возраст: Инструкция по применению»

Forbes
Зерно раскладывают на фракции Зерно раскладывают на фракции

Компании увеличивают производство и экспорт продуктов глубокой переработки зерна

Агроинвестор
20 способов держать мозг в тонусе 20 способов держать мозг в тонусе

Полезные привычки для улучшения когнитивных способностей

Psychologies
Бакман, Васкес, Конде: 5 книг о социальных конфликтах Бакман, Васкес, Конде: 5 книг о социальных конфликтах

Книги, которые заставляют задуматься над семейным насилием и эпидемиями

СНОБ
Открыть в приложении