Литературовед Жан-Филипп Жаккар — как рассказать о ленинградском авангарде 80-х

ПолкаКультура

«Все самые гениальные русские авторы — модернисты»

Лев Оборин

Жан-Филипп Жаккар


В мае в Ереване прошла международная конференция «Авангард как философия будущего», где можно было услышать доклады об историческом русском авангарде в литературе и искусстве. Одним из участников конференции стал швейцарский литературовед Жан-Филипп Жаккар — автор первой монографии о Данииле Хармсе, без ссылок на которую не обходятся исследователи ОБЭРИУ, и открыватель многих хармсовских текстов. «Полка» поговорила с Жаккаром о том, как Хармс воспринимал возвышенное, всякий ли литературный текст описывает сам себя и как можно рассказать западным читателям о ленинградском авангарде 1980-х.

Мы разговариваем после конференции, посвящённой русскому авангарду, которая прошла в Ереване. Вас на ней чествовали как одного из открывателей русского литературного авангарда, в том числе Хармса. Как вы пришли к занятиям русским авангардом и Хармсом?

Всё-таки я не открыватель авангарда, авангардом занимались много-много лет до меня, до моего рождения даже. Особенно на Западе, конечно: это было даже модно. Открывателем меня назвали по отношению к Хармсу: это понятно, потому что я написал первую монографию о нём и открыл довольно много текстов. Но эти тексты были знакомы Владимиру Эрлю1, Михаилу Мейлаху2, Анатолию Александрову3. Они были у Якова Друскина4, он их передал в Публичную библиотеку. Но до этого Мейлах и Эрль работали у Друскина — они уже всё знали и начали издавать это на Западе: когда я ещё учился, три тома вышло в Бремене. Это была поэзия, самая трудная часть в творчестве Хармса. Затем они издавали и Введенского. Но потом в 1983 году арестовали Мейлаха, посадили его надолго, и всё это заглохло. А мне попались в архиве вещи, которые были не известны ни по изданиям, ни даже по самиздату. И ещё дневники, и письма и так далее. Когда я увидел такое наследие, я просто стал всё это переписывать от руки — в течение шести месяцев.

1Владимир Ибрагимович Эрль (настоящее имя — Владимир Иванович Горбунов; 1947–2020) — поэт, прозаик, издатель. Был лидером неофициальной арт-группы «хеленуктов». Выпускал самиздатские книги. Совместно с Михаилом Мейлахом подготовил первое собрание сочинений Хармса, которое было опубликовано за рубежом.

2Михаил Борисович Мейлах (р. 1945) — литературовед, поэт, переводчик. Совместно с Владимиром Эрлем подготовил первое собрание сочинений Хармса, которое было опубликовано за рубежом. В 1983 году был арестован по обвинению в распространении антисоветской литературы и осуждён на семь лет. После освобождения в 1987 году эмигрировал. Преподаёт в Страсбургском университете. Автор двухтомного сборника интервью с деятелями русской эмиграции «Эвтерпа, ты?».

3Анатолий Анатольевич Александров (1934–1994) — литературовед, филолог. Преподавал в Ленинградском электротехническом институте связи. Специалист по творчеству Хармса и обэриутов. Подготовил к изданию книги Хармса «Полёт в небеса» (1988) и «Тигр на улице» (1992).

4Яков Семёнович Друскин (1902–1980) — философ, музыкант, литературовед. Был близок к кругу ОБЭРИУ и «чинарей», дружил с Даниилом Хармсом, Александром Введенским, Николаем Олейниковым, Леонидом Липавским. Во время блокады Ленинграда спас из дома Хармса чемодан с его рукописями и рукописями Введенского, тем самым сохранив их наследие. Якову Друскину и его брату Михаилу посвящена повесть Полины Барсковой «Братья и Братья Друскины: история раздражения».

То есть в Советском Союзе, в Публичке?

Да. В Пушкинский Дом не пускали — там есть всё детское, плюс начальные стихи, 1926–1927 годов. А почти всё остальное хранилось в Публичной библиотеке — и ещё кое-что осталось у Лидии Семёновны, сестры Друскина. Так что я занимался Хармсом в то время, когда в России возможности для этого были минимальные. Печатались какие-то его смешные рассказы на 16-й странице «Литературной газеты», и возник образ весельчака. А потом я понял, читая весь массив, что это очень серьёзный писатель. Понял, что это уникальная вещь, — и решил это всё продвинуть, как мог. И написал первую монографию.

Даниил Хармс, 1930-е

То есть до вас на Западе, в Европе, не было научных работ о Хармсе, Введенском?

Очень мало. И на основе неправильных текстов. Были диссертации, но нормальной академической работы такого объёма — у меня 600 страниц, по-русски немного меньше, и ещё 120 страниц библиографии — раньше не было. И потом это всё происходило в последние годы советского режима. Эти тексты тогда были очень нужны. Все обожали эти тексты — их читали, перепечатывали. Атмосфера была готова принимать это максимально. Так что мне как молодому исследователю повезло ужасно. Я мог бы заниматься каким-то писателем XIX века. Я бы написал диссертацию, которую никто не заметил бы. А здесь я попал именно в тот момент, когда русские ещё не успели серьёзно над этой темой поработать, потому что ещё нельзя было. И сразу после этой книги пошло огромное количество работ. Я довольно быстро стал «классиком». Мне кажется, что иногда молодые исследователи должны цитировать Жаккара, как раньше Ленина. Обязательно нужно было процитировать Ленина на 4-й странице, а потом уже пойти дальше.

Жан-Филипп Жаккар. Даниил Хармс и конец русского авангарда. Академический проект, 1995 год

Вы рассказывали о своём общении с Владимиром Глоцером, важнейшим публикатором обэриутов. Но у него сложилась, особенно в последние годы его жизни, демоническая репутация человека, который просто не позволял печатать сочинения Введенского. В результате, например, двухтомник обэриутов в издательстве «Ладомир» вышел с пустыми страницами на месте Введенского.

Да, так и было. Я видел его два раза. Он мне подарил «Мурзилку» — номер, где, конечно, Хармс фигурировал. Он не особенно разговаривал со мной. Но, когда я бывал в Петербурге, чтобы по архиву сверить текст для публикации, он приезжал из Москвы, забирал тридцать единиц хранения вместо десяти и уезжал в Москву. Так что они были недоступны. Но сотрудники там хорошие — и всё-таки мне выдавали. В общем, свою репутацию он заслужил.

В вашем докладе «Следует ли бояться «Черного квадрата»?» на ереванской конференции мне показалось ужасно интересным замечание о том, каким образом у Хармса то, что он называл «явления и существования», связано с идеями абстракций Малевича. С одной стороны, мне всегда казалось, что обэриутская поэтика сильно зависит от вещей. У Хармса в «Случаях» довольно много вещей — различные батоны, огурцы, масло и тому подобное. Бытовой мир коммунальной квартиры или выдуманный бытовой мир кабака при Иване Сусанине. А в то же время выясняется, что вещь у Хармса толком ничего не означает, что мы можем поставить её под сомнение. Получается, что обэриутский авангард эйдетичен, имеет дело с какими-то чистыми идеями, которые находят своё неуклюжее воплощение в вещах мира?

То, о чём я говорил, — это как раз возвращение предметов в мир поэта. Мистический момент: я становлюсь миром, а мир становится мной. И тогда я в мире, и тогда это экстаз какой-то. У Аввакума есть такая идея в письме царю Алексею Михайловичу. Он говорит: «У меня язык стал расти и руки»5⁠ — и вот он стал миром. То же самое. Все мистики описывают такие жизненные опыты. Это как раз то, что связывает логику Хармса с беспредметностью Малевича. «Чёрный квадрат» — это все возможности. Но потом оказалось, что это может быть и другое. Если Бога нет, нет существа, которое всё связывает, то я просто рассыпаюсь, меня нет больше. Так что чистая форма картины у Малевича, одна краска — всё это теоретически очень красиво. Но это может быть и опасно.

5«Разпространился язык мой и бысть велик зѣло, потом и зубы быша велики, а се и руки быша и ноги велики, потом и весь широк и пространен под небесем по всей земли разпространился». Из Пятой челобитной Аввакума Алексею Михайловичу.

«Чёрный квадрат» в красном углу выставки «0,10». 1915 год

Мы же помним, что на выставке, где был представлен «Чёрный квадрат», он висел в красном углу, как икона. То есть это было произведение, которое мыслилось как икона.

Да-да, конечно.

Тут вспоминается ваша статья «Возвышенное в творчестве Даниила Хармса», где которой очень много сказано про хармсовские категории Бога, чуда. Получается, что у Хармса была потребность в том, чтобы мир был всё-таки упорядочен?

Да. Это «чистота порядка», о которой он говорит в письме своей подруге Клавдии Пугачёвой в 1933 году: «Я начал приводить мир в порядок». И для этого надо освободить вещь, предмет от понятия. И тогда он будет сливаться с чистым образом, с миром — и я с ним. А «Чёрный квадрат»… Чудо — это то, что есть такая картина. Это новый предмет в мире. В поэзии Кручёных звуки тоже существуют сами по себе и не отсылают к какому-то предмету, это идеальное представление. Но потом получается, что советский быт 1930-х годов всё ломает — и надо обратиться к предмету, настоящему предмету.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Пишущий — дикорастущий сорняк» «Пишущий — дикорастущий сорняк»

У художника, поэта и писателя Александра Бренера — две новые книги

Полка
«Кормилец» и «хранительница очага»: чему будут учить детей на уроках «Семьеведения» «Кормилец» и «хранительница очага»: чему будут учить детей на уроках «Семьеведения»

Чему посвящены учебные программы по подготовке школьников к семейной жизни?

Forbes
5 ярких мистификаций в истории русской литературы 5 ярких мистификаций в истории русской литературы

В мире русской литературы мистификация занимает особое место

Maxim
Что такое глютен: мифы и правда Что такое глютен: мифы и правда

Что такое глютен и может ли он причинить вред?

РБК
«Я жила с маньяком»: исповедь женщины, которая 30 лет страдала от секс-зависимости мужа «Я жила с маньяком»: исповедь женщины, которая 30 лет страдала от секс-зависимости мужа

Излишняя страсть в отношениях может мучать обоих партнеров: личная история

Psychologies
Мнение экспертов: веганы улучшают экологию Земли. Поменяете диету? Мнение экспертов: веганы улучшают экологию Земли. Поменяете диету?

Веганская диета позитивно сказывается на экологическом состоянии нашей планеты

ТехИнсайдер
На изящном: история картины Роберта Фалька «Старая Руза» На изящном: история картины Роберта Фалька «Старая Руза»

Как создавалась картина импрессиониста Роберта Фалька «Старая Руза»?

Правила жизни
Нежное преступление, обожаемое наказание Нежное преступление, обожаемое наказание

«Следствие ведут знатоки»: картина противостояния криминала и милиции

Weekend
Ольга Ребайн Ольга Ребайн

Основательница компании Jonacor Marine — о задачах яхтенного агентства

Y Magazine
Как вор Стефан Брайтвизер обокрал мировые музеи на $2 млрд и стал любимцем публики Как вор Стефан Брайтвизер обокрал мировые музеи на $2 млрд и стал любимцем публики

Как вор Стефан Братвизер стал героем книги журналиста Майкла Финкеля

Forbes
Самый сок: как юрист и рекламщик выжали из сосны новый ингредиент для косметики Самый сок: как юрист и рекламщик выжали из сосны новый ингредиент для косметики

Как вытяжка из сосны пробивала себе путь на рынок, занятый иностранным сырьем

Forbes
На побережье Британии найдены гигантские каменные топоры возрастом больше 300 000 лет На побережье Британии найдены гигантские каменные топоры возрастом больше 300 000 лет

Один из самых больших ручных топоров, когда-либо обнаруженных в Британии

ТехИнсайдер
Что носить в жару: 5 базовых образов для действительно модных девушек Что носить в жару: 5 базовых образов для действительно модных девушек

Пять образов, чтобы ты могла менять их и каждый день выглядеть на все сто!

VOICE
Самые странные и уродливые смартфоны последних 15 лет Самые странные и уродливые смартфоны последних 15 лет

После первого айфона все смартфоны выглядели одинаково? А вот и нет!

Maxim
Как улучшить успеваемость учащихся? Эксперты пришли к простому решению Как улучшить успеваемость учащихся? Эксперты пришли к простому решению

Сильное самосознание и целеустремленность могут повысить итоговые баллы учащихся

ТехИнсайдер
Изгнание злого духа Изгнание злого духа

Откуда берется внутренний критик и как с ним бороться

Лиза
7 самых безжалостных авторов фэнтези 7 самых безжалостных авторов фэнтези

Писатели, которые уже составили себе славу кровожадных мучителей своих героев

Maxim
5 увлекательных книг о культуре разных народов 5 увлекательных книг о культуре разных народов

Пять книг, которые рассказывают о культуре разных стран

СНОБ
Игра в детективов: сколько в России зарабатывают на интересе к убийствам и маньякам Игра в детективов: сколько в России зарабатывают на интересе к убийствам и маньякам

Как авторы подкастов о маньяках зарабатывают миллионы?

Forbes
Босиком по росе Босиком по росе

Бегать босиком полезно или вредно?

Здоровье
Сила притяжения Сила притяжения

Быть желанной хочет каждая женщина. Но что такое «соблазнительность»?

Лиза
Как улучшить работу мозга в старости? Простое решение — волонтерство! Как улучшить работу мозга в старости? Простое решение — волонтерство!

Как волонтерство помогает поддерживать когнитивные способности на пенсии

ТехИнсайдер
Верить в бота: как локальное подразделение ММК вышло на внешний рынок Верить в бота: как локальное подразделение ММК вышло на внешний рынок

Взлета RPA можно ожидать на горизонте пяти лет

Forbes
Ничто не сравнится с тобой. 5 главных песен Шинейд О’Коннор Ничто не сравнится с тобой. 5 главных песен Шинейд О’Коннор

О чем были главные песни О’Коннор

СНОБ
Чем опасен конформизм и как нелюбимая работа влияет на человека Чем опасен конформизм и как нелюбимая работа влияет на человека

Почему неудобно быть удобным?

СНОБ
Композиторов Штраусов было шесть штук, учим отличать одного от другого Композиторов Штраусов было шесть штук, учим отличать одного от другого

Краткий путеводитель по Штраусам

Maxim
Бриллиант не навсегда Бриллиант не навсегда

Индия рассчитывает вернуть алмаз «Кох-и-Нур», который украшает корону Британии

Robb Report
Как холдинг бывшего участника списка Forbes простил ему 26 млрд рублей долга Как холдинг бывшего участника списка Forbes простил ему 26 млрд рублей долга

Как выдавались займы и прощались долги в УСМК

Forbes
Пять слагаемых устойчивого развития Пять слагаемых устойчивого развития

Государственная корпорация подсчитала нефинансовые эффекты от своей деятельности

Эксперт
Шахматист Ян Непомнящий: Выигрывать мне нравится больше, чем играть Шахматист Ян Непомнящий: Выигрывать мне нравится больше, чем играть

Сильнейший гроссмейстер планеты — о своем профессиональном пути

СНОБ
Открыть в приложении