У художника, поэта и писателя Александра Бренера — две новые книги

ПолкаРепортаж

«Пишущий — дикорастущий сорняк»

Александр Бренер. 1998 год. Архив Музея современного искусства «Гараж»

У художника, поэта и писателя Александра Бренера — две новые книги. Одна, «Наконец-то коммунизм» (с подзаголовком «Опыт коммунистической поэзии с сопроводительными картинками»), появилась в конце 2022-го в издательстве «Асебия», известном работой с увлекательными радикальными книгами. Вторая, автобиографическая повесть в стихах и прозе «Алма-атинская блудница», должна вскоре выйти в Издательстве Яромира Хладика: сейчас идёт краудфандинг издания. В 1990-е славу Бренеру составили дерзкие акции, которые сам он, отталкивая искусствоведческие клише, называет выходками и проделками; в 2010-е он выпустил одну из любимых книг «Полки» — «Жития убиенных художников», собрание размышлений и воспоминаний об известных и неизвестных деятелях и дельцах искусства. Издатель «Асебии» Денис Куренов поговорил с Бренером о том самом, что мы тут с вами постоянно обсуждаем, — о русской литературе и самых важных её вещах.

Давай начнём с детства. Когда началось твоё знакомство с русской литературой? Какие это были авторы? Как формировался круг твоего чтения? Влияли ли на него родители, школьная программа, первые друзья и подруги?

Да, детство — это, конечно, важно. Но не детство какого-то Сашки Бренера, а детство как таковое: как исток или росток, из которого вырастает что-то прекрасное или уродливое, а то и прекрасно-уродливое. Или вообще ничего не вырастает. То есть детство — это человеческое начало, основание жизни в её глубинном понимании: как бытия. Есть ведь не только детство человека, но и детство человечества. Об этом, кстати, говорит известный эпизод из истории русской литературы. Когда Толстой послал свою повесть «Детство» для публикации Некрасову, тот изменил название и озаглавил повесть «История моего детства». Это взбесило Толстого, и он написал Некрасову: «Кому какое дело до истории моего детства?» Он мыслил свою повесть как проникновение в тайну всякого детства, а не как рассказ о бренном детстве мальчика Лёвушки.

И тут возникает вопрос о столкновении детства с грандиозным событием литературы. Потому что литература — особенно русская — может очень сильно формовать детство. В такой стране, как Советский Союз, это случалось часто. И моё детство тоже отделано литературой. В каком-то смысле я даже классический случай: моя бабушка Евгения Абрамовна читала мне наизусть стихи Пушкина. Его «Утопленник» произвёл на меня оглушительное впечатление — на всю жизнь. А вторым таким произведением была «Сказка о золотом петушке». Вот это меня и создало.

Но если чуть-чуть задуматься, то становится ясно, что две эти вещи не просто великие авторские достижения Пушкина, но прежде всего творения, исходящие из детства человечества. Ведь там запечатлены опыт и мудрость древние, народные, там фольклорные, сказочные основания — русские и нерусские. А сказка учит жизни не хуже мудреца. Так что Пушкин является наилучшим источником и формовщиком всякого детства, лопочущего на русском языке.

Ну а школьная программа вызывала во мне только отвращение и отторжение. Я был дрянной ученик и навсегда остался с бабушкиными сказками Пушкина, а не со школьными программами.

Иллюстрации Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке». 1907 год
Иллюстрации Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке». 1907 год

Если возвращаться к «Детству» Толстого, то что такое первоисточник и колыбель бытия? Его может отразить только литература? И кто из русских писателей умел это делать

Первоисточник или исток — и его поиски — это один из главных смысловых узлов любой культуры, и русской культуры в частности. Слово «исток» указывает на необходимость выявления причины и происхождения всего сущего. Исток есть точка отсчёта, памятуя о которой можно понять и историю, и сегодняшний мир, и себя. То есть исток не является каким-то неподвижным пунктом в далёком прошлом человечества или народа, а вечно возобновляется и проявляется — иногда явно, но чаще подспудно и парадоксально. Проблемой истока интенсивно занималась западная философия двадцатого века: не только Хайдеггер, но и Беньямин, не только Делёз, но и Агамбен… Почему именно в двадцатом веке? А потому, что тогда произошло окончательное затмение и забвение истока, его утрата. И потребовалось мыслить этот вопрос заново, с особым рвением. 

Но если вернуться к русской литературе, то она на свой страх и риск занималась поисками истока. Как? А вот так: в русской литературе обнаруживаются два древнейших предания об истоке: во-первых, миф о великой гармонии, о «золотом веке» как начале времён и, во-вторых, миф об изначальном и брутальном Хаосе как основании бытия. В «Детстве» Толстого великолепно представлен первый миф, а, например, в «Котловане» Платонова — второй (или ещё раньше в «Бесах» Достоевского).

Однако если вглядеться пристальней, то в русской литературе можно найти и третью, гораздо более сложную модель: исток — это не золотой век и не первозданный хаос, а скорее точка бифуркации или развилка, из которой можно двигаться по двум или даже трём разным дорожкам: либо к спасению, либо к гибели. Либо в никуда. Так часто бывает в волшебных сказках с их непременной развилкой дороги и необходимым выбором, стоящим перед героем: по какой дорожке пойти. Весь гений Пушкина исходит именно из такого понимания истока. И лучшие прозрения Толстого тоже. И «Идиот» Достоевского, и его же «Подросток». И Лесков. И Лермонтов. Русская литература сама есть такая развилка, на которой замерли её авторы и их герои. Кстати, всё это удивительным образом перекликается с поразительным высказыванием Кафки: «Истинный путь подобен верёвке, протянутой над самой землёй. По такой верёвке невозможно идти — о неё можно только спотыкаться».

Но чтобы действительно проникнуть в тайны русской литературы и понять её мучительные поиски, нужно обзавестись верным методом — инструментом анализа произведений. Без метода мы окажемся в дураках — и, увы, без удачи Ивана-дурака, всегда выбирающего правильный путь на развилке.

И какой же это метод? Как не оказаться в дураках?

Вальтер Беньямин в своих работах о литературе выпестовал великий повстанческий метод чтения. Он заявил, что существует только одна-единственная верная интерпретация художественного произведения: мессианская. То есть освободительная, сносящая все препятствия к истине и открывающая подлинные горизонты бытия. Иными словами, читателю необходимо выявлять разрушительно-созидательный элемент произведения — его спасительный, очистительный, эмансипационный потенциал. Тогда он сможет не только понять подлинную интенцию автора, но и по-новому жить и дышать, страдать, радоваться и становиться иным.

Вот это и есть метод, которым необходимо пользоваться сейчас — в наше подлое время глупости, гибридных войн, мусорной информации и забвения всего настоящего. Мессианский метод чтения — та спасительная соломинка, за которую можно ухватиться, чтобы выбраться из мутного потока времени. В живительный, а не жлобский конец истории: в её исток.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Я стала героем своего собственного комикса» «Я стала героем своего собственного комикса»

Катя Гущина о том, где находить причины для слёз Льва Толстого

Полка
Сияние чистого ужаса Сияние чистого ужаса

«Любовь и смерть»: третья экранизация невероятно киногеничного убийства топором

Weekend
50 миллиардов лежат на свалке: британец больше 10 лет ищет 8 тысяч биткоинов, которые выкинула его девушка 50 миллиардов лежат на свалке: британец больше 10 лет ищет 8 тысяч биткоинов, которые выкинула его девушка

Джеймс Хоуэллс с 2013 года ищет свой жесткий диск с 8 тысячами биткоинов

Maxim
«Простите, но это мое мнение»: за что вы не должны извиняться — 7 примеров «Простите, но это мое мнение»: за что вы не должны извиняться — 7 примеров

За что мы извиняемся, когда не нужно

Psychologies
Всем знакомо выражение «до свадьбы заживет». Но вы даже не догадываетесь, у кого, а главное что должно было зажить Всем знакомо выражение «до свадьбы заживет». Но вы даже не догадываетесь, у кого, а главное что должно было зажить

А вы знаете, что у кого должно было зажить и до чьей свадьбы?

ТехИнсайдер
Косметический шум: что это такое и почему тебе давно пора от него избавиться Косметический шум: что это такое и почему тебе давно пора от него избавиться

Мы сталкиваемся с косметическим шумом ежедневно

VOICE
Через «долину смерти»: на создание отечественного лекарства от Паркинсона нет денег Через «долину смерти»: на создание отечественного лекарства от Паркинсона нет денег

Препарат «Проттремин» для лечения болезни Паркинсона оказался перспективным

Forbes
Эрнст Тельман: списан в архив Эрнст Тельман: списан в архив

История немецкого коммуниста Эрнста Тельмана

Дилетант
Охота на ведьм: за что женщин отправляли на костры и причем тут рыжие и красивые Охота на ведьм: за что женщин отправляли на костры и причем тут рыжие и красивые

За что невинных женщин бросали в темницы, пытали и сжигали на кострах

Forbes
Как ничто стало нечто и почему это так важно? Как ничто стало нечто и почему это так важно?

Изобретение нуля

Наука и жизнь
ChatGPT против фрилансеров: сколько бизнес экономит на специалистах благодаря ИИ ChatGPT против фрилансеров: сколько бизнес экономит на специалистах благодаря ИИ

Кого нейросети лишают работы, а кому пока переживать не стоит

Forbes
Закрыли урну головой бога: посмотрите на скульптуру К'Авиила, это первая подобная находка в Мексике Закрыли урну головой бога: посмотрите на скульптуру К'Авиила, это первая подобная находка в Мексике

В непроходимых джунглях Юкатана каждый год находят тысячи артефактов майя

Вокруг света
Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной

Как складывались теории формирования Солнечной системы и Земли

Наука и жизнь
За молоком За молоком

В выходные жена послала меня за молоком в деревню

Вокруг света
Зоопарки России Зоопарки России

К Дню защиты детей сделали подборку лучших зоологических садов

Лиза
«С детьми что-то не так»: шесть по-настоящему страшных фильмов о материнстве «С детьми что-то не так»: шесть по-настоящему страшных фильмов о материнстве

Семь фильмов, которые переосмысляют деторождение

Forbes
70% россиян готовы к искусственному оплодотворению: результаты опроса о репродуктивном здоровье 70% россиян готовы к искусственному оплодотворению: результаты опроса о репродуктивном здоровье

Что россияне знают о репродуктивном здоровье?

Psychologies
Show must go on Show must go on

У Ивана Чуйкова сбылась главная мечта — у него наконец-то есть свое шоу!

OK!
Компрессионный трикотаж: 3 правила правильного выбора Компрессионный трикотаж: 3 правила правильного выбора

Как снизить риски проявления варикоза?

Psychologies
И кто научил быть звездой? Самые эпатажные российские знаменитости родом из деревни И кто научил быть звездой? Самые эпатажные российские знаменитости родом из деревни

Про этих знаменитостей точно можно сказать — сделали себя сами!

VOICE
«Муж дал мне по голове»: беременная Милена Дейнега перенесла 9 секунд клинической смерти «Муж дал мне по голове»: беременная Милена Дейнега перенесла 9 секунд клинической смерти

Милена Дейнега призналась, что едва не погибла после семейного скандала

VOICE
Могут ли люди предвидеть разрыв и расставание влюбленной пары и стоит ли им верить Могут ли люди предвидеть разрыв и расставание влюбленной пары и стоит ли им верить

Как факт разрыва отношений меняет представление окружающих о паре

ТехИнсайдер
Песни, в которых зашифрованы сатанинские послания Песни, в которых зашифрованы сатанинские послания

О том, как музыканты-оккультисты прячут заклятия в песнях. И это не выдумки

Maxim
Асия: «Я пока не ощущаю никакой популярности. И не мечтаю о ней» Асия: «Я пока не ощущаю никакой популярности. И не мечтаю о ней»

Асия рассказала, почему побаивается ехать в родной город с концертом

ЖАРА Magazine
7 преимуществ шоколада: почему есть его даже нужно 7 преимуществ шоколада: почему есть его даже нужно

Вы и не догадывались о том, что у шоколада столько плюсов!

ТехИнсайдер
Как общаться с человеком, который все время спорит? Как общаться с человеком, который все время спорит?

Возможно ли вообще добиться конструктивного диалога со спорящим собеседником?

Psychologies
«Стань свободным от чужого мнения и делай то, что хочется» «Стань свободным от чужого мнения и делай то, что хочется»

Как понять, зависите ли вы от мнения окружающих?

Psychologies
Ритуалы в день рождения: что делать, чтобы привлечь удачу на весь год Ритуалы в день рождения: что делать, чтобы привлечь удачу на весь год

День рождения — не просто дата, которая прибавляет года и полезные презенты

VOICE
Иван Ешуков Иван Ешуков

Работы Ивана Ешукова — внебрачный сын андерграунда и классической гравюры

Правила жизни
Все чувства в одной тарелке Все чувства в одной тарелке

Почему мы ищем утешение в тарелке и как наладить гармоничные отношения с едой?

Psychologies
Открыть в приложении