О новых подходах в режиссуре экспозиций и чего ждать от «Манежа» дальше

Собака.ruБизнес

Анна Ялова

Текст: Олеся Пушкина. Фото: Елена Резвова

Тренч USHATAVA, платье и сапоги LOVE REPUBLIC

Выпускница СПбГУ по специальности «музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и экс-журналист, уже год как приняла руководство ЦВЗ «Манеж», убрав приставку «зам-» от должности «директор». Но стратегией и фандрайзингом дело не ограничивается: Анна — автор концепций проектов «Первая позиция. Русский балет» и «Город-герой Ленинград», ставших самыми посещаемыми за всю историю главной выставочной площадки Петербурга (у «Балета» — всего 176 000 зрителей, а у «Ленинграда» — 50 000 в первый же месяц — и это абсолютный рекорд!).

Выставка «Город-герой Ленинград» — очень лаконичная по архитектуре и очень эмоциональная по содержанию. Такое торжественное и историческое название родилось сразу?

Мы были уверены: проект должен называться только так, и никак иначе. Именно Ленинград — главное действующее лицо экспозиции, это рассказ про подвиг города и подвиг горожан. Мы подготовили аудиоспектакль — зритель идет по выставке, а его сопровождают голоса пяти ленинградцев (их озвучили Нина Усатова, Тихон Жизневский, Сергей Мардарь, Евгения Фадеева и Ярослав Грабельный!) — и это социальный срез жителей осажденного города: женщины, дети, представители творческой и научной интеллигенции, члены их семей. Мы знаем, что блокада — это голод, холод, страх и смерть. Нашей выставкой мы хотели показать, почему Ленинград не удалось сломить — ведь даже в это страшное время ленинградцы находили в себе силы работать, противостоять врагу, верить, творить, любить.

Звучит как задача из высшей математики.

Да, и мы сделали выставку очень быстро — за девять месяцев. Для такого большого проекта — сроки минимальные: 4 000 квадратных метров, больше 600 предметов, в ней участвуют 50 музеев, архивов, библиотек и частных коллекционеров.

А началось все в апреле 2023-го: вместе с председателем комитета по культуре Санкт-Петербурга Федором Болтиным мы думали о выставке, которая показала бы жизнь осажденного города, сохранение его культурного и архитектурного наследия, мужество ленинградцев. Так родилась концепция: сопричастность, сочувствие — вот что самое важное. Только через эмоциональное сопереживание рождается понимание истории: мы решили, что необходимо рассказать не только факты о блокаде, но помочь зрителю прочувствовать, что пережили и испытали жители блокадного города.

Срежиссировать эмоции на выставке — как вы собирались с этим работать?

Я обратилась к тому, кто умеет соединять эмоции и информацию в высшей степени профессионально — к художественному руководителю Александринского театра Валерию Фокину. «Знаю человека, который точно справится с этой сложнейшей задачей», — сказал Валерий Владимирович, и режиссером проекта стал Антон Оконешников. Я пришла на спектакль Антона «Двенадцать», была впечатлена именно режиссерской работой, а после мы долго разговаривали о блокаде, и стало понятно: у нас схожее представление о том, каким должен стать «Город-герой Ленинград».

Вскоре к нашей команде присоединились театральный художник Анастасия Юдина, архитектор Петр Толпин и драматург Анастасия Букреева (именно она работала с историческими дневниками блокадников и прописывала характеры персонажей для аудиогида!). Кроме того, над выставкой трудилась очень серьезная команда научных консультантов, а возглавил ее Никита Андреевич Ломагин — один из самый авторитетных историков блокады. И с ним мы сверяли буквально каждый наш шаг!

Например, мы хотели показать, как в блокаду работали рынки, но Никита Андреевич сказал: «Нет, ребята, все было совсем не так, как сейчас». Рынки того времени — это не торговые ряды, а стена с объявлениями. Например. «Обменяю на крупу и хлеб: 1) Санки детские (з-д. Кр. Знамя), 2) Шапка жен. чернобурая лисица, 3) Кухонный столик». Или: «За эвакуацию из Ленинграда за одного человека любым способом даю рояль “Шредера”». Узнав это, Анастасия Юдина предложила ход с инсталляцией: груда сложенной друг на друга мебели, а обратная сторона — стена с текстами подлинных объявлений того времени. Конечно, выставка — это художественное осмысление, но быть исторически корректными с фактами для нас было принципиально важно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кружок по выживанию Кружок по выживанию

Что делать, если коллега пытается сделать всё, чтобы ты лишилась работы?

VOICE
Стыд куросвинье не товарищ Стыд куросвинье не товарищ

«Бедные-несчастные»: Йоргос Лантимос экспериментирует с чувством жалости

Weekend
Автоматические ремни безопасности: гениальное изобретение или бестолковая ерунда? Автоматические ремни безопасности: гениальное изобретение или бестолковая ерунда?

Автопроизводители порой устраивали с ремнями безумные эксперименты...

Maxim
Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот» Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот»

Неофициальная поэзия 1960-х: поэтические содружества и авторы-одиночки

Полка
Из СССР — вокруг света: как Юрий Сенкевич прожил жизнь-путешествие Из СССР — вокруг света: как Юрий Сенкевич прожил жизнь-путешествие

Юрий Сенкевич и его жизнь, полная приключений

Psychologies
Назад в коммуналки Назад в коммуналки

В условиях дорогой ипотеки москвичи покупают квартиры в складчину

Деньги
Тана Френч: «В лесу». Роман из «Дублинского цикла» Тана Френч: «В лесу». Роман из «Дублинского цикла»

Фрагмент из дебютного детективного романа Таны Френч «В лесу»

СНОБ
Поиск себя, детективы и любовь: 10 удачных экранизаций женских романов Поиск себя, детективы и любовь: 10 удачных экранизаций женских романов

Удачные экранизации романов, написанных женщинами

Forbes
«Когда я боюсь , я иду напролом» «Когда я боюсь , я иду напролом»

Ксения Трейстер — о твердом характере и желании быть во всем первой

OK!
«Задача трех тел»: удивительная научная фантастика от создателей «Игры престолов» «Задача трех тел»: удивительная научная фантастика от создателей «Игры престолов»

Какой получилась англоязычная экранизация азиатской фантастики «Задача трех тел»

Forbes
«Мы начнем все заново». Главы из романа Хелены Побяржиной «Другие ноты» «Мы начнем все заново». Главы из романа Хелены Побяржиной «Другие ноты»

Второй роман Хелены Побяржиной о молчании, смерти, предательстве и музыке

СНОБ
(Уходит) (Уходит)

О языке, иронии, лиризме, новаторстве поэта и эссеиста Льва Рубинштейна

Полка
Высшая мера наказания: что побуждает людей поддерживать смертную казнь Высшая мера наказания: что побуждает людей поддерживать смертную казнь

Почему одни люди поддерживают смертную казнь, а другие осуждают

Psychologies
«Горбачева»: как фильм о первой леди СССР создает портрет женщины, опередившей время «Горбачева»: как фильм о первой леди СССР создает портрет женщины, опередившей время

Главные страницы биографии первой леди СССР Раисы Горбачевой

Forbes
Первые роли 10 знаменитых современных актеров Первые роли 10 знаменитых современных актеров

Педро Паскаль, Милош Бикович, Тимати Шаламе и другие в своих первых ролях

Maxim
Стоит только начать Стоит только начать

Советы для тех, кому лень заниматься спортом или всегда некогда

Лиза
Дарвину и не снилось Дарвину и не снилось

Какие специалисты могут запрограммировать искусственную эволюцию

РБК
Фарфоровый камин и китайский кабинет: как реставраторы работают на деньги меценатов Фарфоровый камин и китайский кабинет: как реставраторы работают на деньги меценатов

О сложных реставрациях-реконструкциях, выполненных на деньги меценатов

Forbes
Мифы о кесарятах Мифы о кесарятах

Кесарево сечение: чего стоит опасаться, а что – не более чем выдумки?

Лиза
«Пыльный котел»: экологическая катастрофа 1930-х годов, которая перевернула жизнь США «Пыльный котел»: экологическая катастрофа 1930-х годов, которая перевернула жизнь США

Одна из масштабных экологических катастроф пронеслась по Америке в 1930-х годах

ТехИнсайдер
«Мы пытаемся найти героя поколения» «Мы пытаемся найти героя поколения»

Сергей Жуков — из тех людей, кого так просто и не представишь

OK!
Итальянские протеи покинули пещеры ради охоты на червей Итальянские протеи покинули пещеры ради охоты на червей

Ранее считалось, что европейские протеи проводят под землей всю жизнь

N+1
Как оставить мысли о работе за порогом дома: 6 советов нейропсихолога Как оставить мысли о работе за порогом дома: 6 советов нейропсихолога

Как перестроиться на «домашний» лад и оставить все рабочие мысли на работе?

Psychologies
4 правила секс-безопасности в командировке 4 правила секс-безопасности в командировке

Как сделать так, чтобы секс в командировке принес только яркие впечатления

Psychologies
Рациональное импортозамещение: как от копирования в IT перейти к переосмыслению Рациональное импортозамещение: как от копирования в IT перейти к переосмыслению

Что такое рациональный подход к импортозамещению? На примере IT

Forbes
Пауль Эрлих и его идеалы лечения Пауль Эрлих и его идеалы лечения

В XIX веке иным врачам удавалось спасти не десять, не сто, а сотни тысяч жизней

Наука
По разным канонам По разным канонам

Фантазия на тему усадьбы с винтажной мебелью и отделкой конца XIX в.

Идеи Вашего Дома
История фразеологизма: разве можно «проглотить аршин», длина которого равна 71 сантиметру? История фразеологизма: разве можно «проглотить аршин», длина которого равна 71 сантиметру?

Как можно проглотить аршин — полуметровую линейку?

ТехИнсайдер
Константин Дебликов: «Насколько ты будешь функциональным, зависит не от протеза, а от тебя» Константин Дебликов: «Насколько ты будешь функциональным, зависит не от протеза, а от тебя»

Человек-киборг Константин Дебликов — каково это жить с новыми и разными руками

РБК
Кто еще в квартире живёт? Кто еще в квартире живёт?

Насекомые и пауки, которые живут в наших квартирах

Наука и жизнь
Открыть в приложении