Открывшаяся в центре Помпиду выставка «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000 годов: уникальный дар музею» – это беспрецедентное собрание отечественного соц-арта, нонконформизма, графики и концептуализма. Но зачем понадобилось дарить его Франции?

СНОБСтиль жизни

Коллекция

Поверх барьеров 2.0

Открывшаяся в центре Помпиду выставка «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000 годов: уникальный дар музею» – это беспрецедентное собрание отечественного соц-арта, нонконформизма, графики и концептуализма. Но зачем понадобилось дарить его Франции?

Текст Татьяна Щербина
Фотографии Александр Тягны-Рядно

Приезжаю в Париж, первый визит – к Оскару Рабину, чья мастерская прямо рядом с Центром Помпиду, куда съехался русский художественный мир со всего света – на вернисаж выставки «Коллекция!». Вернисаж – завтра, а организаторы проекта (дар двухсот пятидесяти работ шестидесяти пяти наших художников Франции, главный даритель и организатор – Благотворительный фонд Потанина) мечутся по отелю, не зная, как быть: хотели, чтобы от имени художников выступил Рабин, а он отказывается.

– Попросите другого художника, какая проблема, – не понимаю я.

– Другого нельзя. Рабин – старейшина, восемьдесят восемь лет, а если будет выступать кто-то другой, начнутся обиды: почему тот, а не этот. Он еще и приходить не хочет, говорит, не получил приглашения, а ему уже несколько раз отправляли по имейлу. Может, из-за этого и речь произносить отказался?

Ха, думаю, редко кто в таком возрасте способен разобраться, что там пришло по имейлу.

Приходим к Оскару Яковлевичу вместе с фотографом Александром Тягны-Рядно, он должен его снимать, и я сразу к делу – про приглашение. Думала, сейчас выужу из почты его приглашение, и дело с концом. Оказалось, с почтой патриарх русского неофициального искусства управляется легко, да только Центр Помпиду переусердствовал. Прислал не приглашение, а уведомление, где надо было нажать кнопочку «приду» или «не приду», после чего высылалось само приглашение с уникальным для каждого экземпляра штрих-кодом. И художник упорно нажимал «не приду». Потому что уж либо приглашаете, либо нет – какие еще уведомления? Уверила, что его встретят и проводят внутрь со всей торжественностью. Вообще, попасть на вернисаж можно было только по личным приглашениям, никаких «проводок».

Выступать Рабин все равно отказался. Во-первых, объясняет, я вынужден был бы посетовать, что в «Коллекции!», обозначенной как искусство 1950–2000-х, нет главных художников как раз 1950–1960-х: Дмитрия Краснопевцева, Владимира Вейсберга, Дмитрия Плавинского, Леонида Шварцмана, Олега Целкова, – а это испортило бы праздник. Во-вторых, говорит, с советских времен ненавижу официальные речи. В результате проблему легко решила куратор выставки Ольга Свиблова, пригласив на сцену всех художников. Кто хотел, сказал по паре слов, остальные приветствовали публику улыбками.

Народу набилось, как в метро в час пик: художники, кураторы, коллекционеры, арт-критики, официальные лица и ансамбль «Терем-квартет» – как же без музыки. В толпе сталкивались старые друзья, не видевшиеся десятилетиями, поскольку одни теперь живут в Германии, как Вадим Захаров, другие – в США, как Гриша Брускин, во Франции осели Владимир Янкилевский и Эрик Булатов.

На вернисаже произошел обратный отсчет времени: все вспомнили, как дружили, ходили из дома в дом, делали общие проекты, был кайф, драйв, жили в прогорклом СССР, но как апатриды – отделив себя от государства, которому принадлежало, казалось бы, всё. Но не мы, так называемая неофициальная культура. Сегодня «мы» не существует, каждый сам по себе, все очень заняты; тогда жили как птички небесные, без денег, а теперь их надо зарабатывать, так что дружеские посиделки удаются редко. И в Бобуре вдруг все это прорвалось: объятия на фоне работ из того времени, а скольких уже нет на свете! Миши Рошаля, Пригова, Немухина, зато вот они, некогда группа SZ, Виктор Скерсис и Вадим Захаров, живущие теперь в разных странах, братья-близнецы Владимир и Сергей Мироненко, с которыми целовались русские парижские девушки (уже скорее бабушки), а потом сокрушались: «Ой, я не того поцеловала!» «И я, и я», – не могли различить, хотя бывшие «мухоморы», а ныне совершенно разные люди, Володя и Сережа, и внешне стали разными.

Помимо искренних объятий художников были и приобнимания официальных лиц. Пришли послы – РФ в RF и наоборот (Российская Федерация и Republique Française имеют не только схожий флаг – один перпендикулярный другому, но и одинаковую аббревиатуру), представители обоих министерств культуры, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, разумеется, Серж Лавинь, президент Бобура, и Бернар Блистен, его директор. Собственно, дружба Ольги Свибловой и Бернара Блистена и положила начало проекту, о чем директор Центра Помпиду сказал за время моего пребывания в Париже раз десять, на всех происходивших вокруг выставки мероприятиях.

Работа Леонида Сокова «Серп и молот».

В Бобуре – крупнейшее собрание русского авангарда начала ХХ века, потому логично было дополнить его второй половиной века – теперь это самая большая коллекция русского искусства в Европе. А значит, она будет сохранена, останется в вечности, и ее увидит мир: за сорок лет Центр Помпиду принял сто миллионов посетителей. Фактор юбилея (празднование его состоится 4 февраля 2017 года – выставка еще будет висеть, закрытие – 27 марта!) тоже сыграл роль: подарок на день рождения. Еще одна причина, почему все это состоялось именно сейчас, – политическая.

На мировом рынке, сцене, арене России нет, в информационном поле – мерцает, но с маркером «угроза». Единственная возможность присутствия со знаком плюс – искусство. Так повелось с самого 1917 года: художники, балет, наконец, взрыв «горбимании» с модой на все русское, мода постепенно сошла, хотя Россия все же оставалась одним из восьми ведущих государств мира, а недавний возврат в холодную войну стер всякое ее присутствие даже во Франции. Но в концепции «СССР в окружении врагов», реанимированной два года назад, Франция квалифицировалась как кандидат в друзья.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Паль: Испытание верностью Александр Паль: Испытание верностью

Александр Паль – новый русский, в котором каждый сегодня узнает «своего»

СНОБ
Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях

Фрагмент из романа «Масло», вышедшего в издательстве «Рипол Классик»

СНОБ
Авиация Авиация

Рекордно просторные салоны, близкая к рекордной скорость плюс забота об экологии

Robb Report
Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше

Аккумулятор в современном автомобиле — не просто «батарейка»

РБК
Расовая теория: цвет кожи и свет разума Расовая теория: цвет кожи и свет разума

О теории вырождения (дегенерации), расовой теории («научном расизме») и евгенике

Знание – сила
Как избавиться от неприятного запаха в туалете: 10 простых лайфхаков Как избавиться от неприятного запаха в туалете: 10 простых лайфхаков

Простые лайфхаки, как сделать так, чтобы в туалете не пахло

VOICE
Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр

Какие фильмы по играм могут выйти в обозримом будущем?

Maxim
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться 5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться

Выдающиеся женщины, которые своим протестом изменили ход истории

Psychologies
Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти

Физические упражнения могут усиливать экспрессию генов, связанных с ростом мышц

ТехИнсайдер
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей

Гибель сотен морских животных оказалась связана с усилением апвеллинга

N+1
Почему зрительный контакт вызывает у многих людей неловкое чувство Почему зрительный контакт вызывает у многих людей неловкое чувство

Замечали ли вы, что при разговоре стараетесь не смотреть собеседнику в глаза?

ТехИнсайдер
Искусство общения Искусство общения

Как избежать конфликтных ситуаций и найти компромиссные решения

Лиза
«Имя мне Легион» «Имя мне Легион»

Современные ученые вторгаются в вотчину Бога — клонирование человека

Зеркало Мира
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Очень долго фантасты не отваживались представить себе путешествие к звёздам

Наука и жизнь
Какие тайны хранит бирюза Какие тайны хранит бирюза

Полудрагоценный камень бирюза всегда привлекал своей красотой

Зеркало Мира
Упоминания в твиттере не повысили цитируемость научных статей Упоминания в твиттере не повысили цитируемость научных статей

Публикация в твиттере лишь незначительно влияет на частоту цитирования

N+1
Печальные антропики Печальные антропики

Иван Чемакин: бриколаж как принцип

Weekend
Ребекка Куанг: «Йеллоуфейс». Фрагмент из романа Ребекка Куанг: «Йеллоуфейс». Фрагмент из романа

Отрывок из романа-бестселлера о плагиате Ребекки Куанг

СНОБ
Авианосцы постройки Италии и Испании. Часть 2: Испания Авианосцы постройки Италии и Испании. Часть 2: Испания

Флагманы испанского флота: «Принц Астурийский» и «Хуан Карлос I»

Наука и Техника
5 добрых фильмов про собак 5 добрых фильмов про собак

Лучшие экранизации про братьев наших меньших.

Maxim
Кем ты хочешь стать, когда выспишься? Кем ты хочешь стать, когда выспишься?

Как помочь себе, если страдаешь по ночам и не можешь уснуть без проблем

VOICE
Историк экономики Быков: «Нам нужна самодостаточность, а не прибыль» Историк экономики Быков: «Нам нужна самодостаточность, а не прибыль»

Зачем России нужна экономика самодостаточности, чем она отличается от автаркии?

ФедералПресс
Что делают клинеры, чтобы в доме пахло свежестью: 10+ секретов профессионалов Что делают клинеры, чтобы в доме пахло свежестью: 10+ секретов профессионалов

Хочешь знать, как устранить неприятные запахи в доме?

VOICE
Ринат Абдрахманов: Любой может создать изображение, но от этого он не станет художником Ринат Абдрахманов: Любой может создать изображение, но от этого он не станет художником

Художник Ринат Абдрахманов — об искусственном интеллекте вместо творца

СНОБ
«Ты мне не отец!»: что важно знать отчиму, чтобы наладить отношения с неродным ребенком «Ты мне не отец!»: что важно знать отчиму, чтобы наладить отношения с неродным ребенком

Как выстроить дружеские и доверительные отношения с пасынком или падчерицей?

Psychologies
Открыть в приложении