7 вопросов

7 вопросов Сергею Мельниченко, эксперту гражданской авиации

Русский репортерОбщество

7 вопросов Сергею Мельниченко, эксперту гражданской авиации.

Об опасных сближениях

20 января над Подмосковьем слишком близко оказались друг к другу Боинг-737 авиакомпании «ЮТэйр» и аэрофлотовский Суперджет-100. Во многих СМИ говорят о профессионализме диспетчеров и пилотов, сумевших «развести» воздушные судна на безопасное расстояние. О том, что происходит сегодня в воздушном пространстве, «РР» рассказал директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко

1. От чего зависит безопасность рейса?

Риски могут возникать из-за недостаточно профессионально прописанных авиационных правил, из-за природных катаклизмов и метеоусловий. Факторов, способных повлиять на безопасное выполнение полета, много, например, некачественный профессиональный отбор перед начальным обучением, пробелы в теоретической и практической подготовке, нарушения технологии работы со стороны диспетчеров и правил полетов со стороны пилотов. Ну и, конечно, отказы оборудования и систем как в воздухе, так и на земле.

2. Почему происходят опасные сближения самолетов?

Часть таких событий вызвана ошибочными действиями или бездействием человека, другая часть – некорректной работой технических систем или особенностями ее эксплуатации. Вот пример: диспетчер разрешил экипажу набирать определенную высоту, но пилоты отвлеклись на решение неожиданно возникшей другой задачи и «проскочили» назначенную высоту. Если выше следует другой самолет, особенно во встречном направлении, то такая ситуация чревата возникновением опасного сближения или даже катастрофическими последствиями. Другая часть событий вызвана ложными срабатываниями оборудования, когда на самом деле сближения нет, но специальная система сигнализирует об обратном. Такие технические сбои, к счастью, бывают довольно редко.

3. Может ли быть причиной опасных сближений недостаточный уровень образования диспетчеров?

Несколько десятков лет назад за диспетчерским пультом можно было встретить и обучавшихся профессии по ускоренным программам подготовки в течение нескольких месяцев, и кандидатов наук. Сегодня ситуация другая. Современный диспетчер – это здоровый человек с высшим образованием, с хорошим владением английским языком, с отлично развитым пространственным воображением, с великолепной реакцией, с цепкой памятью и способностью удерживать в уме довольно большое количество информации, умеющий прогнозировать воздушную обстановку на ближайшее будущее и заранее решать возможные конфликты.

4. Почему же тогда участились случаи опасных сближений?

Это не совсем так. Просто сегодня такие случаи становятся известны не только непосредственным участникам события, но и другим специалистам. По количеству авиационных происшествий (в сравнении с числом выполненных рейсов, перевезенных пассажиров и покрытых расстояний) США уверенно держат первое место. Но в последний раз в авиапроисшествии в США люди гибли в 2003 году. В России – незадолго до этого нового года.

5. Существуют ли какие-то санкции для диспетчеров за ошибки в работе?

Конечно, от самой безобидной – выговора – до лишения свободы. Назову два примера из советской истории. Это посадка Ту-154 на занятую специализированными машинами полосу в Омске в 1984 году, когда из 179 человек на борту в живых остались только пятеро, и еще четыре человека погибли в снегоуборщиках. Вторая катастрофа – столкновение в воздухе из-за ошибки диспетчера двух самолетов Ту-134 под Днепродзержинском, когда также погибли 178 человек, включая футбольную команду «Пахтакор» (Ташкент). И в одном, и в другом случае диспетчеры были осуждены.

6. Как часто происходят сближения и насколько опасным был инцидент над Шереметьево?

К счастью, довольно редко. Но в январе уже зарегистрировано два таких события. Сначала 20 числа, как сообщила Росавиация, произошло срабатывание диспетчерской системы безопасности в режиме «конфликтная ситуация» между самолетами «Аэрофлота» и «ЮТэйр». Причем, уточняется, что расстояние между ними было 600 метров. Если представить, что самолеты следуют на одинаковой высоте и на встречных курсах, то 600 метров с учетом их суммарной скорости – это три секунды. За это время не то, что уклониться от столкновения – с мамой попрощаться не успеешь. А через два дня опять же в Подмосковье экипажи рейсов тех же авиакомпаний доложили диспетчеру о срабатывании бортовых систем предупреждения столкновений. Этот инцидент также расследуется.

7. Из-за чего чаще происходят авиапроисшествия – из-за техники или человеческого фактора?

Базы данных по безопасности полетов говорят о том, что с середины 1950-х до середины 1970-х количество авиапроисшествий и погибших в них людей постоянно росло. В 1972 году зафиксирован печальный рекорд: в катастрофах погибло 2373 человека. После этого международным авиационным сообществом и национальными органами гражданской авиации были предприняты серьезные меры. Кривая количества происшествий пошла вниз, а прошедший год стал самым безопасным за всю историю гражданской авиации. Но с уменьшением количества происшествий, в которых главной причиной становились отказы техники и террористические угрозы, начало расти число событий, в которых основную роль стал играть человеческий фактор. По разным оценкам, на сегодняшний день из-за неправильных действий или бездействия человека происходит около 80-85% событий, которых можно было избежать.

Вера Петухова, Татьяна Струкова
Фотография: из личного архива Сергея Мельниченко

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Плот больного воображения Плот больного воображения

Яхтсмен Дональд Краухерст – самый загадочный горемыка яхтенного спорта

Maxim, март'18
Куратор рубильника Рунета: что известно о кандидате на пост главы Роскомнадзора Куратор рубильника Рунета: что известно о кандидате на пост главы Роскомнадзора

Кто сменит главу Роскомнадзора?

Forbes, февраль'20
Планшет не включается - что делать на Android и iOS Планшет не включается - что делать на Android и iOS

Что делать, если планшет больше не включается: общие советы

CHIP, февраль'20
Бои без правил Бои без правил

В чем причина вражды между мамой и женой одного и того же мужчины?

Добрые советы, февраль'20
6 российских фильмов, получивших «Оскар» 6 российских фильмов, получивших «Оскар»

Как развивались отношения отечественного кинематографа и кинонаграды «Оскар»

РБК, февраль'20
Как меняются тренды онлайн-торговли Как меняются тренды онлайн-торговли

Офлайн-магазины переживают не самые благоприятные времена

GQ, февраль'20
«Мы продолжим делать то, чему он учил». Декан факультета социальных наук «Шанинки» Виктор Вахштайн о Теодоре Шанине «Мы продолжим делать то, чему он учил». Декан факультета социальных наук «Шанинки» Виктор Вахштайн о Теодоре Шанине

Виктор Вахштайн — о своем учителе, коллеге и друге Теодоре Шанине

СНОБ, февраль'20
Джин из бутылочки Джин из бутылочки

Эксперты Nielsen изучили текущие алкогольные предпочтения россиян

РБК, февраль'20
Транзит по-сталински Транзит по-сталински

Как за полгода до смерти Сталин затеял радикальную реформу управления

Огонёк, февраль'20
Прекрасен их союз Прекрасен их союз

Самые крутые звездные пары, которые растопят ваши сердца

Grazia, февраль'20
Перерегулирование Перерегулирование

Главным вызовом для выживания банков стало резкое ужесточение регулирования

Эксперт, февраль'20
Сальвадор Дали в Москве: сюр, очередь и Бог Сальвадор Дали в Москве: сюр, очередь и Бог

Что важнее — шедевры искусства или фончики для «Инстаграма»

Русский репортер, февраль'20
Здравомыслящие россияне. О чем свидетельствуют опросы социологических служб Здравомыслящие россияне. О чем свидетельствуют опросы социологических служб

Народ выжидает и одновременно тихо ропщет, мечтая о прекрасном мире

СНОБ, февраль'20
Как побороть лень, апатию и усталость — 7 простых рецептов от эмоциональной комы Как побороть лень, апатию и усталость — 7 простых рецептов от эмоциональной комы

Иногда то, что приносило счастье и радость, больше не вызывает никаких чувств

Cosmopolitan, февраль'20
Шестое ключевое чувство Шестое ключевое чувство

ЦБ на первом в 2020 году заседании в шестой раз подряд снизил ключевую ставку

РБК, февраль'20
Как сформировать полезные пищевые привычки на каждый день Как сформировать полезные пищевые привычки на каждый день

Делимся лайфхаками, которые помогут изменить пищевой режим

РБК, февраль'20
Как омский «Титан» остался без бизнеса в Казахстане и что мешает воссоздать его в России Как омский «Титан» остался без бизнеса в Казахстане и что мешает воссоздать его в России

Владелец омского «Титана» лишился высокотехнологичного бизнеса

Forbes, февраль'20
Жизнь по собственным правилам: каким был Кирк Дуглас Жизнь по собственным правилам: каким был Кирк Дуглас

Ярослав Забалуев вспоминает историю жизни актера Кирка Дугласа

РБК, февраль'20
Не последние солдаты Не последние солдаты

Генерал-майор и правозащитник рассказывают о чеченском конфликте

Русский репортер, февраль'20
Атипичный случай Атипичный случай

Как отражается на жизни Приморья китайский коронавирус

Огонёк, февраль'20
Взыскание под прикрытием Взыскание под прикрытием

Коллекторы смогут не называть должникам свои полные имена

РБК, февраль'20
Тревожный звоночек Тревожный звоночек

Поведение ребенка часто выдает проблемы, которые его беспокоят

Лиза, февраль'20
Стойкие тихоходки: мощь в миниатюре Стойкие тихоходки: мощь в миниатюре

Крохотные обитатели мхов защищают свою ДНК от самых суровых нападок природы

National Geographic, февраль'20
Останки 80-килограммовой древней крысы найдены в Амазонии Останки 80-килограммовой древней крысы найдены в Амазонии

Даже капибары – самые большие среди современных грызунов – уступают ей в размере

National Geographic, февраль'20
За каменной стеной За каменной стеной

Самые интересные цитадели и крепости России

National Geographic Traveler, февраль'20
Не ослепнуть от гаджета: 5 правил для здоровья зрения от эксперта Не ослепнуть от гаджета: 5 правил для здоровья зрения от эксперта

Как сохранить зрение и не пропадать из сети, рассказывает врач-офтальмолог

Популярная механика, февраль'20
Новый альбом группы «Альянс» Новый альбом группы «Альянс»

Космическая тематика и отголоски 1980-х

Esquire, февраль'20
Снимаем груз усталости: как расслабить шею и спину в разгар рабочего дня Снимаем груз усталости: как расслабить шею и спину в разгар рабочего дня

Рассказываем, как помочь себе самостоятельно в разгар рабочего дня

Популярная механика, февраль'20
Теневое правительство «Барселоны»: как Лионель Месси влияет на свой клуб Теневое правительство «Барселоны»: как Лионель Месси влияет на свой клуб

Переоценить влияние Лионеля Месси на игру «Барселоны» просто невозможно

GQ, февраль'20
Как предотвратить выгорание сотрудников на работе: 3 совета руководителям Как предотвратить выгорание сотрудников на работе: 3 совета руководителям

С выгоранием сотрудников можно и нужно бороться

Playboy, февраль'20