Как сейчас живут «Автоваз» и Тольятти?

ForbesБизнес

Renault ушел с «АвтоВАЗа»: что он после себя оставил и какие перспективы у автозавода

Алексей Боярский

Валерий Нистратов для Forbes

В мае 2022 года французский концерн Renault за один рубль передал свою долю в «Автовазе», 67,61%, Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ). Теперь Волжский автозавод, который заработал в прошлом году для своих акционеров €166 млн чистой прибыли, полностью контролирует государство. Как сейчас живут «Автоваз» и Тольятти — в репортаже Forbes.

Дело Кузьмича

Каждый очередной президент «Автоваза», а с 2005 года на этой должности были варяги, знакомится с губернатором области и мэром Тольятти. И обязательно с Кузьмичом. «А это еще кто такой? — удивляется варяг. — Местный дон Корлеоне? А говорили, что бандитов отсюда давно вынесли». Ему отвечают: «Боже упаси, никакой не бандит. Кузьмич это… Кузьмич! Постарайтесь ему понравиться». И вот у главного входа 25-этажного офиса «Автоваза» на особом месте паркуется серая Lada Kalina. Из нее выходит невысокий худой пенсионер в кепке — Целиков Юрий Кузьмич. Представляясь новоиспеченному президенту, он прочитает свою эпиграмму, посвященную какому-то прошлому событию на заводе, а то и непосредственно последней смене руководства. Обязательно подарит свою очередную книжку, например историю ВАЗа в тех же эпиграммах. У нынешнего главы «Автоваза» Максима Соколова, вступившего в должность в мае 2022 года, на столе лежат уже три книжки Кузьмича.

Почему к этому на вид безобидному пенсионеру в очках нужно отнестись с максимальной серьезностью, в свое время стало ясно даже французам. Корреспонденту Forbes рассказали, что именноКузьмич убедил Бу Андерссона, первого иностранца во главе завода, сохранить LADA Sport как самостоятельное подразделение. «Кузьмич вхож во все кабинеты, ему никогда не откажут в аудиенции. Придет, пошутит, эпиграмму очередную прочтет, а между тем даст серьезное замечание или предложение», — говорит Сергей Запивахин, основатель тольяттинского информационного агентства «Автосреда». Кузьмич участвует в жизни «Автоваза» и всего, что его окружает. Даже корреспондент Forbes, единственный раз посетив высотку заводоуправления, столкнулся с Кузьмичом у лифта — тот шел на встречу с каким-то начальником.

Кузьмич работал на ВАЗе на инженерных должностях с 1972-го по 2008 год. В 1996 году участвовал в создании Международной ассоциации дилеров Lada — был ее первым председателем правления. Сейчас Кузьмич официальных должностей не занимает, разве что состоит в сообществе ветеранов завода. Но он и представляет, и олицетворяет собой тот Тольятти, тот «Автоваз», с которым вынуждены иметь дело все новые владельцы предприятия, от захвативших когда-то контроль самарских бандитов и выгнавшего их «Ростеха» до мирового глобального автопрома в лице концерна Renault-Nissan. И то, что мы сейчас наблюдаем в Тольятти, можно охарактеризовать как результат столкновения мирового глобализма и локального Кузьмича.

Генетика места

Три района Тольятти — это фактически три разных города, соединенных трассой. Центральный район — это прежний новый Ставрополь-на-Волге, построенный в 1955 году вместо затопленного Куйбышевским водохранилищем. Комсомольский район на берегу Волги образован поселками строителей ГЭС. Самый же большой, Автозаводский район, он же Автоград, заложен в чистом поле в 1967 году одновременно с началом ВАЗа. Жилой фонд, детские сады, поликлиники и прочая социалка принадлежали заводу. Большинство не работавших непосредственно на автопроизводстве все равно являлись или сотрудниками ВАЗа, или членами их семей. К 1992 году население Автозаводского района достигло 400 000, а всего Тольятти — около 700 000. После распада СССР и акционирования жилой фонд и социальные учреждения были сняты с баланса завода, число работников сократили с более 100 000 до нынешних 32 000 человек. Но генетически город остался вазовским.

В ветеранском сообществе «Автоваза» состоит около 40 000 человек, больше, чем сейчас сотрудников на предприятии. Многие из поколения Кузьмича, участвовавшие в выпуске первых моделей, до сих пор заняты в автомобильном бизнесе рядом с ВАЗом. Не говоря уже об их детях и внуках, унаследовавших местную генетику. Именно они сегодня и есть ВАЗ, даже если непосредственно на нем не работают, они носители компетенций.

Глава городского округа Тольятти Николай Ренц — врач, в 1990-х он работал директором медицинского объединения ВАЗа. Почему бы для популяризации Lada не организовать в Тольятти туры «за своим автомобилем», как в центр Volkswagen, город Вольфсбург? Человек приезжает и наблюдает, как собирают именно его персональную комплектацию. «Был там, видел. Кстати, Вольфсбург — побратим Тольятти, — кивает Николай Ренц. — Renault был категорически против экскурсий на завод. А сейчас, с их уходом, мы такую возможность с руководством «Автоваза» обсуждаем». Многие считают, что в Тольятти не получится, как в Вольфсбурге: в Европе в любую точку недалеко ехать, а Россия большая — какой уж тут «тур за машиной». А ведь еще лет 25 назад такие туры были массовыми. Причем по факту выглядели как в Вольфсбурге.

«Наше производство автомобильных кондиционеров я запустил в Тольятти еще в 1996 году, — рассказывает Александр Масягин, основатель компании «Фрост». — На иномарках кондиционеры, понятно, ставились давно, а на ВАЗах их не было. Предложил тогдашнему руководству завода. Мне ответили, что им это неинтересно — мол, машины и так покупают, зачем напрягаться». Благодаря такому подходу вокруг завода вырос город мастеров, а заодно родилась программа «туров за автомобилем». Человек получал, например, «пустую «девятку». И тут же загонял ее на «Фрост», где ему ставили кондиционер. Потом перемещался в гараж при знаменитом рынке автозапчастей «Пламя». И оттуда уже гордо выезжал с замененными сиденьями, музыкой, защитой картера, спортивной подвеской. Ну и так называемым КЛП («комплектом лоховских приблуд») — бамперами, спойлерами, колпаками и прочим «обвесом по кругу».

Потом тюнинг стали делать московские и прочие дилеры, а индивидуальную комплектацию стало возможно заказать в заводском исполнении. Но город мастеров не исчез, он просто переродился.

Рынок мастеров

На въезде в Тольятти давно построены красивые дилерские центры, офисы продаж комплектующих. Но главным торговым хабом запчастей до сих пор остается так называемый Железный рынок. В 2013 году корреспондент Forbes наблюдал здесь классику 1990-х — палатки-контейнеры, между которыми снуют носильщики с тележками. По утрам грузились запчастями фуры со всей страны. Детали делились на четыре категории: фирменные, произведенные заводом или официальными поставщиками; аналоги российского производства зачатую выросших вокруг завода вполне цивилизованных цехов; широкая линейка китайских и б/у, восстановленные в гаражах соседнего поселка Прибрежного. Плюс произведенные в тех же гаражах на списанных вазовских станках. Последние, как правило, выдавали за «родные», контрафакт могли упаковать в фирменную коробочку LADA. Впрочем, восстановленные б/у тоже часто выдавали за новые.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Быть как Кевин Костнер: тест Suzuki Jimny Быть как Кевин Костнер: тест Suzuki Jimny

Миниатюрный внедорожник, который заставляет рефлексировать всех без исключения

Популярная механика
Профайлинг и ложь: как следователи распознают обман Профайлинг и ложь: как следователи распознают обман

Как понять природу лжи и распознать ее

Psychologies
Микробы от похмелья Микробы от похмелья

Бактерии, которые способны утилизировать алкогольный токсин в кишечнике

Популярная механика
Мы для них не авторитет: как общаться с современными детьми и подростками Мы для них не авторитет: как общаться с современными детьми и подростками

Как быть, если ребенок не признает авторитета родителей и учителей

СНОБ
Эти бандиты терроризировали Англию в начале 20 века. История “Острых козырьков” Эти бандиты терроризировали Англию в начале 20 века. История “Острых козырьков”

В любое время находится группа людей, которые считают, что они выше закона

ТехИнсайдер
Локус контроля: почему мы приписываем свои неудачи и заслуги внешним обстоятельствам Локус контроля: почему мы приписываем свои неудачи и заслуги внешним обстоятельствам

Локус контроля: рассказываем об этом непростом внутреннем механизме психики

Forbes
Любовь, деньги или секс: на чем держится брак Костенко и Тарасова, объясняет астролог Любовь, деньги или секс: на чем держится брак Костенко и Тарасова, объясняет астролог

Астролог рассказывает, в чем их секрет Дмитрия Тарасова и Анастасии Костенко

VOICE
Люди и вещи Люди и вещи

Воскресная ярмарка в Монтевидео – не столько рынок, сколько культурное событие

Вокруг света
Почему ChatGPT станет главной угрозой для Google Почему ChatGPT станет главной угрозой для Google

Использование ChatGPT может стать переломным моментом для Microsoft

Forbes
Почему российский виски следует покупать с осторожностью Почему российский виски следует покупать с осторожностью

Почему не весь российский виски одинаково съедобен

Maxim
Дать себе волю: как взять жизнь в собственные руки Дать себе волю: как взять жизнь в собственные руки

Почему мы реализуем свободу не совсем так, как хотим и могли бы?

Psychologies
Как открыть диспетчер устройств: 8 способов Как открыть диспетчер устройств: 8 способов

Способы, которые помогут быстро открыть диспетчер устройств на Windows

CHIP
Впервые на русском — роман Бернхарда Шлинка «Внучка» Впервые на русском — роман Бернхарда Шлинка «Внучка»

Отрывок из точной и острой истории разных поколений

СНОБ
Листок как символ сокрытия: с чего начались гонения на наготу в искусстве Листок как символ сокрытия: с чего начались гонения на наготу в искусстве

Ольга Козлова рассказывает о ботанической символике в мировом искусстве

Forbes
(Не)придуманные истории (Не)придуманные истории

Почему сейчас самое время обратить внимание на произведения в жанре автофикшн

Seasons of life
Появление согласных звуков в речи древних гоминид связали с древесным образом жизни Появление согласных звуков в речи древних гоминид связали с древесным образом жизни

В вокальном репертуаре орангутанов согласных звуков больше — и это неспроста

N+1
Мacштaб Мacштaб

Масштабы Крайнего Севера, британского парламента и микросхем

Цифровой океан
«Алиса не может ждать»: новый сериал Натальи Мещаниновой о взрослении подростков «Алиса не может ждать»: новый сериал Натальи Мещаниновой о взрослении подростков

«Алиса не может ждать»: драма о школьнице, которая знает, что скоро ослепнет

Forbes
Я смотрю на то, что смотрит на меня Я смотрю на то, что смотрит на меня

Человеку, как и растению, нужен животворящий взгляд «садовника»

Seasons of life
Коклюш у детей Коклюш у детей

Сухой кашель продолжается больше двух недель? Возможно, это связано с коклюшем

Лиза
От шота до хайбола От шота до хайбола

Что же и во что надо наливать?

Лиза
Знакомство с родителями Знакомство с родителями

Как зарабатывают и чем владеют родственники нового британского премьера

Деньги
«Мы проспали 2021 год»: глава «Кухни на районе» о кризисе в бизнесе и выходе в офлайн «Мы проспали 2021 год»: глава «Кухни на районе» о кризисе в бизнесе и выходе в офлайн

Глава «Кухни на районе» — что компании пришлось сделать, чтобы выстоять

Forbes
Все песни только про зайцев: краткий путеводитель по кроликам и зайцам в культуре Все песни только про зайцев: краткий путеводитель по кроликам и зайцам в культуре

Как Кролик представлен в мировой культуре?

Правила жизни
Любовь, преступления и дела семейные: новые турецкие сериалы, от которых невозможно оторваться Любовь, преступления и дела семейные: новые турецкие сериалы, от которых невозможно оторваться

Турецкие сериалы, которые успели занять места в сердцах зрителей

VOICE
Почему переезд вреден для вас? Ученые дали ответ Почему переезд вреден для вас? Ученые дали ответ

Как переезд сказывается на нашей психике?

ТехИнсайдер
5 способов быстро сварить свеклу, сохранив все полезные витамины 5 способов быстро сварить свеклу, сохранив все полезные витамины

Как быстро и правильно сварить свёклу, чтобы она не потеряла полезных свойств

ТехИнсайдер
Как уехать от проблем Как уехать от проблем

ТОП-10 автомобильных фильмов 2022 года

Автопилот
Кошкам наплевать на людей, а мужчины предпочитают красоток: 10 очевидных фактов, подтвержденных наукой Кошкам наплевать на людей, а мужчины предпочитают красоток: 10 очевидных фактов, подтвержденных наукой

Одно дело — житейская мудрость, а другое — наука, эксперименты, и статистика

ТехИнсайдер
«Высотки и городская жизнь в эпоху сталинизма»: отрывок из книги Кэтрин Зубович «Высотки и городская жизнь в эпоху сталинизма»: отрывок из книги Кэтрин Зубович

Отрывок из книги «Москва монументальная» Кэтрин Зубович

СНОБ
Открыть в приложении