«Эндаумент — это не про деньги, а про возможность одних людей помогать другим»
Как российские эндаументы зарабатывают на добрые дела и что им мешает это делать, рассказала глава Sber Private Banking Евгения Тюрикова.

Как сегодня можно оценить масштабы и зрелость эндаумент-индустрии в России?
По итогам первого полугодия 2020 года в нашей стране насчитывается около 150 действующих эндаументов, в которых аккумулировано 32,5 млрд руб. Всего зарегистрировано больше 230 фондов, но многие из них не функционируют. Для сравнения: объемы эндаументфонда Гарвардского университета, самого крупного на сегодня в мире, по итогам прошлого года составили около $41 млрд, то есть на несколько порядков больше, чем весь российский сегмент целевых капиталов.
Профильный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (ФЗ №275) появился в нашей стране 14 лет назад. В 2007 году начали возникать первые эндаумент-фонды. Тогда казалось, что в течение короткого времени их счет будет идти на сотни, что принципиально изменит сферу финансирования некоммерческого сектора. Однако случился кризис 2008–2009 годов, и процесс формирования фондов целевых капиталов существенно замедлился. Сегмент по объемам совокупных средств с 2016 года растет, но не так динамично, как хотелось бы. В 2018 году он прибавил 3% по отношению к 2017-му. В прошлом году годовой рост составил 13%, в этом году, по прогнозам аналитиков, цифра будет аналогичной. Хотя сейчас положение дел усложняется из-за коронакризиса.
Причина исключительно в экономической ситуации?
Конечно, не только. В первую очередь проблема в кризисе доверия. Эндаументы — это про возможность одних людей помогать другим через возобновляемый ресурс в разных сферах: образовании, искусстве, спорте и пр. На Западе давно сложилась культура таких взаимоотношений. Например, выпускники университетов благодарят свои альма-матер за то, что смогли получить образование и затем добиться успеха. Фонд музея могут поддерживать крупные меценаты, которые хотят ощутить свою причастность ксохранению культурного наследия. Дело даже не в деньгах, которые жертвуют, а в самой атмосфере вокруг фонда. Люди обмениваются контактами, помогают друг другу, дружат. К сожалению, у нас таких традиций пока нет, они только зарождаются. Об этом говорит и срок жизни фондов целевого капитала — за рубежом они существуют веками, как тот же Гарвардский или Нобелевский фонд, а в России — в лучшем случае с десяток лет.