Как император Хирохито начал войну, а после нее стал символом демократизации

ForbesИстория

Путь Хирохито: почему император Японии избежал трибунала после Второй мировой войны

Иван Дегтев

Император Хирохито у окна своего частного вагона на железнодорожной станции Момояма перед отъездом в святилище предков в Унеби. Ноябрь 1945 года (Фото Bettmann / Getty Images)

Еще до окончания Второй мировой войны в американском обществе начал обсуждаться вопрос, что делать с императором Японии, когда придет время решать его судьбу. Вопреки мнению большинства населения несколько ученых и военных были уверены, что его ни в коем случае нельзя предавать суду. Forbes Life рассказывает о том, как император Хирохито сперва начал войну, а после нее стал символом демократизации Японии и прожил долгую жизнь

После поражения во Второй мировой войне Япония несколько лет находилась под управлением иностранцев. Союзная оккупация, которая осуществлялась державами-победительницами, продлилась с 1945 по 1952 годы. За это время страна не только пережила крушение прежней системы ценностей, но и стала на путь кардинальных изменений и глубоких трансформаций.

Переустройство культурных основ японского общества началось с пересмотра политического фундамента государства. Одним из главных вопросов, который предстояло решить оккупационной власти во главе с генералом Дугласом Макартуром, — что делать с институтом императора и самим Хирохито, ответственным, как признавалось, за войну и агрессию, развязанную Японией на Тихом океане. Считать ли его причастным ко всем злодеяниям и жестокостям или рассматривать как заложника в руках японских милитаристов?

Казнить нельзя помиловать

Хирохито родился в 1901 году. В 25-летнем возрасте, после смерти отца Есихито, он стал 124-м императором Японии, «явленным божеством» и продолжателем «непрерывной во веки веков династии» со времен мифического императора Дзимму. Правление Хирохито пришлось на непростое время: мировой экономический кризис 1929–1933 годов, обнаживший внутренние проблемы Японии; усиление националистических и экспансионистских настроений в элите; приход к власти военных; милитаризация общества, начало военной кампании на материке и вступление Японии в войну на Тихом океане.

Все это имело поддержку и легитимацию со стороны императора. Именно от его имени была объявлена война США и Великобритании, он же и завершил ее в августе 1945 года. Однако еще в 1942 году специалист в области японской культуры, профессор Гарвардского университета Эдвин Рейшауэр выступил за реабилитацию Хирохито, назвав его «ценным союзником» США и «марионеткой» в Восточной Азии. Ученый активно консультировал американских политиков и рассказывал им об устройстве и особенностях японской монархии. Несмотря на то, что он не был действующим лицом в политических и военных кругах, к его услугам часто прибегали Государственный и Военный департаменты США.

По мнению Рейшауэра, император не нес никакой ответственности за развязывание военных действий, и все японцы это прекрасно понимали. Поскольку после войны планировалось, что Япония будет находиться под управлением США, для более эффективной работы американцам следовало бы установить контакт с Хирохито и заручиться его поддержкой, считал ученый. Для того, чтобы сохранить императора в качестве союзника, следовало бы заранее позаботиться о его репутации, подчеркивал он. «Другими словами, — писал Рейшауэр, — мы не можем позволить, чтобы американский народ изображал его [Хирохито] как эквивалент Гитлера и Муссолини в Азии или как олицетворение японского тоталитаризма».

10 октября 1943 года: император Японии Хирохито идет по разрушенному району Токио после налета американских бомбардировщиков (Фото Keystone·Getty Images)

Среди американской политической элиты идею сохранения института императорской власти в Японии активно отстаивал заместитель госсекретаря, бывший посол в Токио Джозеф Грю. Политик не раз выступал перед президентом Гарри Трумэном и доказывал ему целесообразность сотрудничества с Хирохито.

В докладе от 28 мая 1945 года Грю отмечал, что, потому как любой шаг, который облегчал безоговорочную капитуляцию Японии, должен был быть тщательно обдуман, лишение японцев императора будет тактически неверным шагом и может обернуться серьезными последствиями для США. Напротив, как доказывал дипломат, резонно было бы предоставить японскому народу самому определить свою политическую структуру и то, какой они хотели бы видеть судьбу императора.

Единственное, на что мог надеяться Вашингтон в таких условиях, — это на конституционную монархию, «поскольку демократия в Японии никогда не заработает». Грю считал, что при содействии американских властей институт императорского престола мог стать краеугольным камнем в построении мирного будущего страны.

Между тем такая точка зрения разделялась далеко не всеми и даже не большей частью американского общества и политического истеблишмента. Однако вопрос о том, как поступить с побежденной Японией, волновал умы многих людей. Социологический опрос, проведенный Институтом Гэллапа в июне 1945 года, показал, что 70% американцев выступали за максимально суровое наказание для Хирохито: 33% настаивали на казни императора, 17% на судебном процессе, 11% на тюремном заключении и 9% на том, чтобы отправить монарха в изгнание.

Осуждение императора как военного преступника среди политической элиты США поддерживали госсекретарь Джеймс Бирнс и его заместитель Дин Ачесон, министр финансов Генри Моргентау-младший. И это далеко не полный перечень. Согласно их позиции, сохранение института императора означало бы «увековечение власти феодальных, реакционных групп в Японии, которые были ответственны за империализм и агрессию».

Ко времени назначения Дугласа Макартура на пост главнокомандующего союзными оккупационными силами в руководстве США произошел сдвиг в пользу сохранения института императорской власти и даже прозвучали намеки на избавление Хирохито от ответственности в развязывании войны. В директиве от 14 августа 1945 года администрация Трумэна дала понять, что решение этого вопроса, равно как и принятие соответствующих мер, будет находиться в руках американского генерала, подчинившим себе с момента капитуляции Японии полномочия императора и японского правительства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Святыни буддизма: как музеи в Бурятии работают с религиозными артефактами Святыни буддизма: как музеи в Бурятии работают с религиозными артефактами

В чем актуальность ценностей, изъятых 100 лет назад из буддийских монастырей?

Forbes
«Лягушка в кипятке»: как мы привыкаем к домашнему насилию «Лягушка в кипятке»: как мы привыкаем к домашнему насилию

Что такое синдром «лягушки в кипятке»

Psychologies
Почему возраст теперь не принято отрицать и при чем здесь Голливуд Почему возраст теперь не принято отрицать и при чем здесь Голливуд

Как индустрии моды, красоты и мир кино меняют свое отношение к возрасту

РБК
Гомеопатия: что есть яд, а что — лекарство? Гомеопатия: что есть яд, а что — лекарство?

Гомеопатия: разбираемся, что это такое и как она работает

ТехИнсайдер
Экс-директор по маркетингу Nike Грег Хоффман о культуре принятия риска Экс-директор по маркетингу Nike Грег Хоффман о культуре принятия риска

Грег Хоффман делится своими методами выстраивания мощного бренда

СНОБ
Вложись по минимуму Вложись по минимуму

Как стать инвестором, даже если в кармане всего 500 рублей

Лиза
Красные губы, стрелки и пучки: 12 бьюти-образов «Оскара 2023» Красные губы, стрелки и пучки: 12 бьюти-образов «Оскара 2023»

Главные бьюти-тренды на красной ковровой дорожке 95-й церемонии «Оскар»

РБК
10 самых ядовитых змей на планете 10 самых ядовитых змей на планете

Мы инстинктивно боимся змей, и это не зря!

ТехИнсайдер
Почему сложно забеременеть: 3 неочевидные причины — мнение психолога Почему сложно забеременеть: 3 неочевидные причины — мнение психолога

Психолог объясняет, что мешаем нам забеременеть

Psychologies
Чего не может Zoom Чего не может Zoom

Незаметные, но полезные функции систем видео-конференц-связи

Цифровой океан
Летящие над водой: что такое гидрофойл и почему это круто Летящие над водой: что такое гидрофойл и почему это круто

Как появились гидрофойлы и какими они бывают?

ТехИнсайдер
Срочно перестаньте это делать: 11 вещей, которые ни в коем случае нельзя смывать в унитаз Срочно перестаньте это делать: 11 вещей, которые ни в коем случае нельзя смывать в унитаз

Эти 10 предметов — враги канализационных труб

ТехИнсайдер
Если партнер манипулирует чувством вины: 3 шага противодействия Если партнер манипулирует чувством вины: 3 шага противодействия

Что делать, если вы постоянно испытываете чувство вины в паре?

Psychologies
Когнитивный невролог Сара Мэннинг Пескин: «Истории о том, как ломается мозг» Когнитивный невролог Сара Мэннинг Пескин: «Истории о том, как ломается мозг»

Сара Мэннинг Пескин рассказывает об уязвимости человеческого мозга

СНОБ
Пьем виски правильно: с колой, элем и вермутом Пьем виски правильно: с колой, элем и вермутом

Как выбрать колу для виски и как лучше пить этот напиток?

ТехИнсайдер
Новое русское бьюти: кто сейчас формирует отечественную индустрию косметики Новое русское бьюти: кто сейчас формирует отечественную индустрию косметики

На российском рынке косметики произошли значительные изменения

Forbes
Можно ли быть счастливым, несмотря ни на что? Можно ли быть счастливым, несмотря ни на что?

От чего зависит наше счастье?

Здоровье
Зачем клавиатуре подставка под запястья? Зачем клавиатуре подставка под запястья?

Разбираемся в том, зачем клавиатуре подставка под запястье

CHIP
Возможно, первые аминокислоты возникли задолго до формирования Земли Возможно, первые аминокислоты возникли задолго до формирования Земли

Жизнь могла зародиться вместе с Млечным путем. А возможно, и раньше

ТехИнсайдер
5 захватывающих книг в духе «Одни из нас» 5 захватывающих книг в духе «Одни из нас»

Книги с пробирающей атмосферой постапокалипсиса

Maxim
Компания амазонок Компания амазонок

Как, прежде чем массово встать к станку, женщины XX века встали к мольберту

Правила жизни
В доме, где резной палисад В доме, где резной палисад

Развитие внутреннего рынка леспрома становится залогом модернизации отрасли

Эксперт
Как предприниматель с Аляски стал крупнейшим поставщиком рыбы в Америке Как предприниматель с Аляски стал крупнейшим поставщиком рыбы в Америке

Почему Джо Бандрант не хочет продавать Trident Seafoods?

Forbes
Cordiant Off-Road 2. В поисках идеального баланса Cordiant Off-Road 2. В поисках идеального баланса

Всё самое интересное начинается там, где заканчивается асфальт

4x4 Club
Трудоголики, боссы и паникеры: кто работает по выходным и придется ли это делать вам Трудоголики, боссы и паникеры: кто работает по выходным и придется ли это делать вам

Останутся ли в ближайшем будущем выходные у «белых воротничков»?

Forbes
Выпустить пар: почему мы испытываем гнев и может ли агрессия быть «цивилизованной» Выпустить пар: почему мы испытываем гнев и может ли агрессия быть «цивилизованной»

Как рождается гнев, как его принимать и прорабатывать?

Forbes
Как решиться на серьезные отношения: 3 полезных совета — семейный психолог предлагает рискнуть Как решиться на серьезные отношения: 3 полезных совета — семейный психолог предлагает рискнуть

Как преодолеть травматический опыт и снова отважиться на серьезные отношения?

Psychologies
Турандот нашего времени Турандот нашего времени

Спектакль «Турандот» в постановке Андрея Прикотенко

СНОБ
5 полезных продуктов, которые вызывают переедание: на них сложно похудеть 5 полезных продуктов, которые вызывают переедание: на них сложно похудеть

Некоторые здоровые продукты очень коварны — и лишь разжигают наш аппетит

VOICE
Больше алкоголя и наркотиков - больше креативности? Ученые дали исчерпывающий ответ Больше алкоголя и наркотиков - больше креативности? Ученые дали исчерпывающий ответ

Что оказывает большее влияние на художественный результат?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении