Почему кроме коммерческой и художественной ценности на арт-рынке важна любовь

Правила жизниКультура

«Лучшие пропускают искусство через сердце, через эмоции»

Владимир Овчаренко, один из самых влиятельных коллекционеров и галеристов постсоветской эпохи, рассказал главному редактору «Правил жизни» Трифону Бебутову, как спасти культуру и почему кроме коммерческой и художественной ценности на современном арт-рынке важна любовь.

Владимир Овчаренко. Галерист, основатель московской галереи OVCHARENKO, аукциона VLADEY и арт-шоу DA!MOSCOW

Трифон Бебутов: Когда вы впервые заинтересовались коллекционированием?

Владимир Овчаренко: Моя первая встреча с искусством, сразу с современным, произошла в 1989 году. Время было бурное, бизнес-идеи рождались и умирали. Один из моих приятелей по Московскому финансовому институту предложил заняться экспортом картин: покупаешь в Москве за рубли – продаешь на Западе за доллары. Волшебная комбинация!

Но в 1990-м грянул международный кризис на рынке искусства, перестройка перестала быть идейно интересной, цены на художников из СССР резко упали, и они потянулись на родину. Это привело к оживлению и строительству арт-рынка дома. Новые галереи и ярмарки появлялись как грибы. В сентябре 1990 года открыл собственную галерею и я. Продажи искусства в 1990-е не сравнить с сегодняшними цифрами, но мне удалось собрать прекрасную коллекцию, в ней есть действительно уникальные работы.

Трифон: Но вы ведь не только как бизнес это воспринимали?

Владимир: Мне повезло. Первая серьезная встреча с миром искусства – и сразу волшебная.

В Москву из Киева приехал с рулоном живописных работ Олег Голосий. Меня он и его картины очаровали, сразу захотелось чем-то помочь, как-то быть с этим связанным. Так искусство вошло в мою жизнь. Похоже, что навсегда. Это уникальный мир, совершенно противоположный обычному порядку вещей. Посвящение в него дает возможность прожить вторую жизнь, полную уникальных идей и персонажей.

Трифон: А как вы отбирали художников, когда только начинали?

Владимир: С первой выставки в галерее мне было интересно работать в тандеме с художниками-кураторами. В 1990-е много ярких проектов в галерее курировал Олег Кулик, он называл себя экспозиционером. Он предлагал идеи, мы их обсуждали и реализовывали. В нулевые в галерее и в моей жизни творческим мотором стал Сергей Братков. Он уникален и очень талантлив как художник. Но не только. Прекрасный педагог и куратор, он помог не только мне, но и многим авторам найти свой авангардный путь в искусстве. Не зря его многие называют Братом. Мне же в паре с ним удалось открыть много нового в искусстве, остаться в него полностью погруженным.

Что касается коллекционирования, я должен поверить в талант художника и уникальность его работ, установить эмоциональную связь, выбрать в россыпи настоящий шедевр. Иногда это может мешать бизнесу.

Трифон: Мешать – в том смысле, что прекрасное искусство жалко потом продавать?

Владимир: Не только. Иногда ты влюбляешься в то, что еще не принимается другими коллекционерами. А задача галериста – помочь художнику в создании его фан-клуба. Темп восприятия у всех разный, иногда приходится долго ждать, пока другие «подтянутся». Конфликта интересов у нас с коллекционерами нет – готовы продать любую работу, но не всегда наши денежные оценки будут совпадать. У шедевров оценка – не только строка в справочнике. Некоторые из них бесценны. Но у нас такого нет, все оценено и доступно. Влюбляйся и владей!

Трифон: Справедливо.

Владимир: Часто коллекционеру сложно расставаться с собранным. Ты эмоционально в плену искусства, хочешь прожить с какой-то из работ подольше, а может, и всю жизнь. Но всему есть цена. Мне интересно не обязательно ежедневное общение с картиной на стене; само осознание, что ты прикоснулся к уникальному историческому, стал соучастником гениального культурного явления, дает счастье и энергию. Ты чем-то помог: хранил, выставлял, купил, пусть даже продал, кого-то с ним познакомил.

Трифон: Такое часто вообще бывает в этом бизнесе?

Владимир: Коллекционеры – люди уникальные, у всех свои идеи и пути. Есть просто инвестирующие в чистом виде. Но таких меньшинство.

Лучшие пропускают искусство через свое сердце, через эмоции. Для них главный вопрос при покупке произведения – мое или нет, смогу долго жить с ним? Иногда это любовь с первого взгляда, иногда – долгое притирание. Но у этого процесса есть и динамика. Эмоциональная связь со временем может возрастать или уменьшаться. Может и совсем исчезнуть, работа превращается в пустое место, как карета из сказки про Золушку – в тыковку, тогда коллекционер легко, с чистым сердцем расстается с произведением, часто даже сильно не торгуясь. Стало неинтересно, пустое место, уже не греет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Его проблемы Его проблемы

Как быть, если у твоего мужчины депрессия?

VOICE
5 ярких мистификаций в истории русской литературы 5 ярких мистификаций в истории русской литературы

В мире русской литературы мистификация занимает особое место

Maxim
Искусство запрещать Искусство запрещать

Одна из самых громких сенсаций в новейшей истории арт-рынка

Правила жизни
6 признаков психологической незрелости 6 признаков психологической незрелости

По каким чертам можно определить инфантильного человека?

Psychologies
Осушенный торфяник в Швеции оказался поглотителем углерода Осушенный торфяник в Швеции оказался поглотителем углерода

Осушенные торфяные леса на севере Швеции оказались местом поглощения углерода

N+1
Философия университета: мышление, знания, навыки Философия университета: мышление, знания, навыки

Уже более ста лет пишется и говорится об экономике знания

Наука
От мусорщика до лауреата Нобелевской премии. 7 вещей, которые нужно знать о колумбийском писателе Габриэле Маркесе От мусорщика до лауреата Нобелевской премии. 7 вещей, которые нужно знать о колумбийском писателе Габриэле Маркесе

О семи вещах, которые нужно знать об авторе романа «Сто лет одиночества»

СНОБ
Все альбомы Depeche Mode от худшего к лучшему Все альбомы Depeche Mode от худшего к лучшему

Для тысяч россиян Depeche Mode — саундтрек всей их жизни, начиная с 80-х

Maxim
Принцесса была ужасная: как две королевские дочери устроили бунт в монастыре Принцесса была ужасная: как две королевские дочери устроили бунт в монастыре

Про принцесс, с которыми шутки были плохи

Forbes
«Когда я боюсь , я иду напролом» «Когда я боюсь , я иду напролом»

Ксения Трейстер — о твердом характере и желании быть во всем первой

OK!
Год на Бабушкинской Год на Бабушкинской

Автофикшен-рассказ Ксении Буржской. Забавный, непринужденно-бытовой, уязвимый

Правила жизни
Две трети компаний сталкиваются с нехваткой кадров, борясь со сложными кибератаками Две трети компаний сталкиваются с нехваткой кадров, борясь со сложными кибератаками

Как отечественный бизнес справляется с участившимися кибератаками

Forbes
Лариса Лужина: «Я не встречала вечной любви» Лариса Лужина: «Я не встречала вечной любви»

У меня спрашивают: «Что же ты, не могла замуж выйти?» Почему не могла? Могла!

Коллекция. Караван историй
Отдохни! Отдохни!

Досрочная пенсия для женщин: кому положена и как ее получить

Лиза
Пять лет в подвале на Тверской: самые дорогие работы, проданные в Cube.Moscow Пять лет в подвале на Тверской: самые дорогие работы, проданные в Cube.Moscow

Как Cube удалось стать одним из важных центров московской художественной жизни

Forbes
Удар в спину Удар в спину

Случается, что в трудный час подводят те, кому больше всего доверял: истории

Лиза
Энергия воды: набирают силу малые станции Энергия воды: набирают силу малые станции

Как в действительности развивалась гидроэнергетика последние десять лет?

Наука и жизнь
«Так мне и надо, тут я и останусь»: как женщины попадают в современное рабство «Так мне и надо, тут я и останусь»: как женщины попадают в современное рабство

Почему проблема рабства касается прежде всего женщин

Forbes
Завтра не имеет значения (Ленин в письмах Лидии Дан) Завтра не имеет значения (Ленин в письмах Лидии Дан)

В семье Цедербаум шестеро из восьми детей стали социал-демократами-меньшевиками

Наука
Парень избил двух девушек из-за цвета волос: почему ненавидят за внешность Парень избил двух девушек из-за цвета волос: почему ненавидят за внешность

Почему чужая внешность становится причиной конфликтов между людьми?

Psychologies
Анна Ялова Анна Ялова

О новых подходах в режиссуре экспозиций и чего ждать от «Манежа» дальше

Собака.ru
История фразеологизма: разве можно «проглотить аршин», длина которого равна 71 сантиметру? История фразеологизма: разве можно «проглотить аршин», длина которого равна 71 сантиметру?

Как можно проглотить аршин — полуметровую линейку?

ТехИнсайдер
Два аспида не поделили червягу Два аспида не поделили червягу

Исследователи стали свидетелями битвы за добычу между двумя коралловыми аспидами

N+1
Березовый сок: как правильно добывать, чтобы не навредить дереву? И чем на самом деле поили нас в СССР? Березовый сок: как правильно добывать, чтобы не навредить дереву? И чем на самом деле поили нас в СССР?

Когда и как правильно собирать березовый сок, чтобы не навредить дереву

ТехИнсайдер
Деньги с неба Деньги с неба

Какие подвохи может скрывать завещание и как защитить свои интересы

Лиза
12 фраз, которые ни в коем случае нельзя говорить партнеру во время секса 12 фраз, которые ни в коем случае нельзя говорить партнеру во время секса

Список фраз, которые стоит избегать в постели

Psychologies
101-летний долгожитель рассказал, как он добился своих целей в карьере, и поделился своим секретом долголетия 101-летний долгожитель рассказал, как он добился своих целей в карьере, и поделился своим секретом долголетия

101-летний Коэн рассказал, что за десятилетия усвоил ряд уроков долголетия

Inc.
Этилацетат оказался самым важным компонентом бельгийского пива Этилацетат оказался самым важным компонентом бельгийского пива

Кченые проанализировали химический состав 250 марок бельгийского пива

N+1
«Джеймс Уэбб» впервые оценил состав поверхности пары транснептуновых объектов «Джеймс Уэбб» впервые оценил состав поверхности пары транснептуновых объектов

«Джеймс Уэбб» оценил состав поверхности двойной системы транснептуновых объектов

N+1
Мифы о кесарятах Мифы о кесарятах

Кесарево сечение: чего стоит опасаться, а что – не более чем выдумки?

Лиза
Открыть в приложении