Сергей Дягилев стал гениальным продюсером задолго до появления слова «продюсер»

Правила жизниИстория

Балет за границу

Сергей Дягилев стал гениальным продюсером задолго до появления слова «продюсер», а его Русские сезоны – успешным брендом до появления словосочетания «успешный бренд». «Правила жизни» рассказывают, как Дягилев сумел благодаря обаянию и чувству стиля превратиться из молодого наглеца в любимца Парижа.

Записала Анастасия Домбицкая

Стояла майская ночь. Дягилев в компании своих товарищей брел по Парижу. Дягилев и Бенуа, добравшись до своих гостиниц – а они жили в соседних, – еще долго переговаривались через окно. Под утро к друзьям нагрянул приятель и тоже попытался докричаться Дягилева через окно. Пока французы возмущались поведением шумных русских соседей, будущий великий антрепренер крепко спал после триумфа. За несколько часов до этого на сцене Грандопера прогремела опера «Борис Годунов» в оркестровке Римского-Корсакова, которую Дягилев привез, чтобы покорить Париж.

Это был не первый триумф. Успех «Бориса Годунова» определил будущее театральной антрепризы Сергея Дягилева, но до него уже было несколько успешных ярких акций. В 1906 году Дягилев выступил куратором выставки русской живописи на французском Осеннем салоне. Врубель, Серов, Коровин – парижане смогли прикоснуться к лучшим из лучших, но и одновременно увидели краем глаза новую волну – полотна Ларионова. Уже тогда Дягилева увлекала мечта показать миру Россию такой, какой он знал ее сам: «Я хочу выхолить русскую живопись, вычистить ее и, главное, поднести ее Западу, возвеличить ее на Западе», – писал тогда Дягилев Бенуа.

Уже через год он познакомил Европу с русской музыкой. «Исторические русские концерты» с Римским-Корсаковым, Рахманиновым, Глазуновым и хором Большого театра были встречены во Франции тепло, но охват был бы не тот, не разыграй Дягилев главную «русскую карту» – Федора Шаляпина. Именно на Шаляпина в роли Бориса Годунова позже придет искушенный французский зритель. И именно с Шаляпина начнется сценический успех.

Кем был Дягилев по современным меркам? Продюсером, маркетологом, PR-менеджером, арт-директором – ни одна из позиций не описывает его работы в полной мере. Не имея под рукой никаких метрик и KPI, он легко распознавал запросы эпохи и метко попадал в цель, удовлетворяя их. У него был вкус, была интуиция, но был и точный расчет, сочетавшийся с хорошим знанием целевой аудитории. Взявшись за «Бориса Годунова», Дягилев, который видел успех оперы только в оркестровке Римского-Корсакова, писал композитору: «…не надо забывать о том, что даже такой нетерпимый человек, как Вагнер, задумался перед постановкой «Тангейзера» в Париже и даже… переработал его для Парижа». Не всем в его компании нравилось считаться со вкусами европейцев, но Дягилев знал, что ключ к успеху состоит в том, чтобы нравиться публике.

Были у Дягилева и другие козыри. Главный из них – связи. В Париже его считали своим, а с такими партнерами, как, например, Габриэль Астрюк, легенда парижского театрального мира, ему были открыты все двери. В этом была определенная драма, был и тайный триумф: Дягилев был провинциалом – и первую половину жизни страстно желал сделаться тонким знатоком искусства. Попасть в богемную тусовку стоило ему в свое время некоторого труда и кучи денег, растраченных на наряды. Люди, знавшие его в юности, поражались трансформации провинциального юноши в законодателя моды, покровителя искусств, любимца Петербурга и Парижа.

Дягилев, если бы захотел, мог написать не одну сотню страниц о том, как правильно строить связи и склонять людей на свою сторону. Но в те годы книгам он предпочитал людей, а тратить время на писанину не любил категорически. «За все время нашей многолетней дружбы у меня накопилось всего штук тридцать его писем, да и то, за несколькими исключениями, это все коротенькие записочки – напоминания, понукания», – вспоминал позже Бенуа.

Ранние заграничные поездки Сергея Дягилева петербургские друзья – просвещенная золотая молодежь – с известной долей иронии окрестили «турне по знаменитостям». Как настоящий антрепренер, он всегда имел при себе списки контактов, которые могли пригодиться для будущих проектов. Причем амбиций самого невероятного рода ему было не занимать. Так, в одном из первых путешествий по Европе Дягилев-студент задался вполне сознательной целью проложить себе путь в высший свет европейского искусства. Невероятно, но все получилось: достаточно сказать, что он познакомился и завязал отношения с Верди, Золя, Гуно, Массне.

Адольф Больм — Половчанин. «Половецкие пляски». Русский балет Сергея Дягилева. Фотография П. Шумова. 1909, Париж

Правда, для убедительности пришлось пуститься на авантюру. Чтобы расположить к себе иностранцев, Дягилев разыгрывал богатого русского барина: останавливался в роскошных отелях, арендовал экипаж и одевался с лоском. При подобном образе жизни наследства, которое досталось ему от покойной матери, хватило всего на несколько лет. Чего тут больше – профессионального расчета или личного вкуса к красивой жизни, сказать трудно. Вероятно, поровну, но Дягилев всегда жил на широкую ногу и в погоне за красотой не упускал ни единой детали. По Европе он путешествовал как типичный денди: костюм, цилиндр, монокль. На его

визитках было написано на французский манер: «Серж де Дягилев». Именно под этим именем его и запомнит французская богема.

Пианист Вальтер Нувель, Сергей Дягилев и танцовщик Серж Лифарь на острове Лидо в Венеции

Петербургские друзья, правда, этот трюк оценили не сразу. Возвращаясь из-за границы, он принимался хвастаться, что было поводом если не для зависти (Боже упаси!), то по крайней мере для иронического отношения. Будущие соратники по «Миру искусства» – Бенуа, Философов, Нувель, Бакст – Дягилева поначалу любили, но уважать не торопились.

Уже гораздо позже, когда многие начнут вместе с ним издавать «Мир искусства», а затем и станут участниками антрепризы, они наконец поймут, что ошибались: завидовать стоило – завидовать прежде всего невероятному, редкому таланту

Бенуа отмечал: «Обладая способностью «выкачивать» из окружающих все, что они могли ему дать, интуитивно схватывал на лету все интересующее и нужное». Интуиция и хватка срабатывали и на экзаменах, к которым Сергей практически не готовился, и в ходе знакомства с прославленными художниками, у которых он выманивал этюды за скромные суммы, и в тех случаях, когда требовались деньги на новые проекты. Однажды сам Валентин Серов по его поручению обратился к императору, намекнув на финансовые трудности у издателей «Мира искусства», после чего Николай II выдал субсидию на три года – по 15 тысяч рублей в год.

Деньги были импульсом и топливом, которые заставляли дягилевский механизм работать. «Все знают, что он врет, но все загипнотизированы его твердой волей... Я думаю, что когда-нибудь Дягилев не только получит деньги от министра, но заставит его самого танцевать у себя на сцене в Париже, и тот это сделает, думая, что это высочайшее повеление», – писал в дневнике директор Императорских театров Владимир Теляковский.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дубай. Город intro. Как состояться в Дубае и избежать ошибок Дубай. Город intro. Как состояться в Дубае и избежать ошибок

Продюсер Митя Муравьев открывает главный дубайский секрет

Правила жизни
Танец цвета Танец цвета

Отправной точкой для оформления этой квартиры послужила картина «Танец»

Идеи Вашего Дома
Фанни Ардан: «Я обязательно вернусь» Фанни Ардан: «Я обязательно вернусь»

Актриса Фанни Ардан о русской культуре и фильме «Дворец»

Grazia
Вопрос на миллион: кого и о чем стоит спрашивать, чтобы достигать целей Вопрос на миллион: кого и о чем стоит спрашивать, чтобы достигать целей

Кому и как правильно задавать вопросы, чтобы достичь цели

Psychologies
Учите меня жить Учите меня жить

Коуч: что это за специалист и как он на самом деле может помочь?

VOICE
Невидимая болезнь: что важно знать о деменции Невидимая болезнь: что важно знать о деменции

Можно ли защититься от деменции и как сохранить ясность ума в пожилом возрасте

Правила жизни
Продолжение истории о подростке с болезненной привязанностью к смартфону Продолжение истории о подростке с болезненной привязанностью к смартфону

Почему современные подростки так привязаны к своим телефонам?

СНОБ
Отрывок из новой книги Алены Долецкой «К столу» Отрывок из новой книги Алены Долецкой «К столу»

Новая книга Алены Долецкой «К столу» — это не классическая книга рецептов

СНОБ
Тайна мустатилов: в арабской пустыне нашли святилище со следами загадочного жертвоприношения Тайна мустатилов: в арабской пустыне нашли святилище со следами загадочного жертвоприношения

Зачем древние строители возвели сотни больших каменных сооружений в пустынях?

ТехИнсайдер
Всё сначала Всё сначала

Turquoise Yachts продолжает работу над необычным для себя проектом Rainbow II

Y Magazine
Эти цветы нельзя дарить женщинам: отдай их обратно поклоннику и больше не ходи с ним на свидание! Эти цветы нельзя дарить женщинам: отдай их обратно поклоннику и больше не ходи с ним на свидание!

Рассказываем, какие цветы дарить не стоит, и объясняем, почему

VOICE
Темнокожая Русалочка и феминизм: почему Disney переделывает старые сказки для зумеров Темнокожая Русалочка и феминизм: почему Disney переделывает старые сказки для зумеров

Шок-контент или поклонение перед зумерами: как Disney меняет свои сказки

Forbes
Брачные игры: в чем их выгода и опасность Брачные игры: в чем их выгода и опасность

«Брачные игры» — неосознанные сценарии, помогающие нам закрывать потребности

Psychologies
Напиток покрепче: кто такой Пол Мескал — номинант на Напиток покрепче: кто такой Пол Мескал — номинант на

Рассказываем, почему имя Пола Мескала нужно запомнить

Правила жизни
Угол презрения Угол презрения

Русские футуристы пытались освистать Маринетти так, чтобы ему это не польстило

Правила жизни
Секреты и ловушки ревности: 9 главных вопросов — разбор с психологами Секреты и ловушки ревности: 9 главных вопросов — разбор с психологами

Что на самом деле значит ревность?

Psychologies
Обеднение почв глобального масштаба Обеднение почв глобального масштаба

Потребление удобрений может сократиться во всем мире

Агроинвестор
«Взять аскезу» на желание: как духовная практика превратилась в популярную сделку «Взять аскезу» на желание: как духовная практика превратилась в популярную сделку

Почему после снятия реальных ограничений люди начали накладывать их на себя сами

Forbes
Как влюбить в себя другого: «методичка» от психолога Как влюбить в себя другого: «методичка» от психолога

Реально ли влюбить в себя человека без SMS, регистрации и приворотов?

Psychologies
От Рубенса до «героиного шика»: блогер показывает идеалы красоты прошлых веков на собственном теле От Рубенса до «героиного шика»: блогер показывает идеалы красоты прошлых веков на собственном теле

Фитнес-блогер из Америки показывает, как изменчивы и иллюзорны идеалы красоты

VOICE
Princess S62: встреча на подиуме Princess S62: встреча на подиуме

Princess S62 вызвала наибольший интерес у посетителей на выставке

Y Magazine
Как помыть натяжной потолок без разводов: лайфхак для тех, кто ни разу этого не делал Как помыть натяжной потолок без разводов: лайфхак для тех, кто ни разу этого не делал

Как отмыть матовые, глянцевые или сатиновые натяжные потолки?

ТехИнсайдер
«Это произошло на самом деле»: 8 фильмов ужасов, основанных на реальных событиях «Это произошло на самом деле»: 8 фильмов ужасов, основанных на реальных событиях

Страшные фильмы и сериалы, в основу которых легли реальные события

Psychologies
Крылатая дюжина Крылатая дюжина

У бабочек найдется чем удивить нас, кроме их знаменитой красоты!

Вокруг света
Цифровые жулики Цифровые жулики

Как мошенники используют интернет-технологии для сделок с недвижимостью

Деньги
Вакантное место: как изменился российский рынок недвижимости Вакантное место: как изменился российский рынок недвижимости

Саян Цыренов рассказывает, как трансформируется российский рынок недвижимости

Forbes
Родители-манипуляторы: 3 типичные тактики Родители-манипуляторы: 3 типичные тактики

Три типичные манипулятивные тактики, их возможные причины и последствия

Psychologies

Что нас ждет в будущем по мнению основателя Microsoft?

Правила жизни
Правила жизни Спайка Ли Правила жизни Спайка Ли

Правила жизни режиссера Спайка Ли

Правила жизни
Совместное творчество Совместное творчество

О точках соприкосновения мира искусства и индустрии красоты

Правила жизни
Открыть в приложении