«Полка» на выходе: усадьба Абрамцево
Сегодня мы отмечаем 230-летие со дня рождения Сергея Тимофеевича Аксакова — автора «Семейной хроники» и «Аленького цветочка» и главы семьи, сыгравшей огромную роль в русской культуре. В честь этого юбилея «Полка» отправилась в подмосковную усадьбу Абрамцево, здесь Аксаков написал свои главные вещи, здесь у него гостили Гоголь и Тургенев. Следующий владелец усадьбы — Савва Мамонтов — привечал здесь самых выдающихся русских художников и артистов своего времени. Мы рассказываем, как сейчас живёт усадьба Абрамцево — популярный музей с большими планами.
В истории Абрамцева, одной из самых известных усадеб России, было два ярчайших периода: литературный и художественный. В середине XIX века усадьбой владел Сергей Тимофеевич Аксаков, в конце столетия — великий меценат Савва Мамонтов. В мамонтовский период здесь возник Абрамцевский художественный кружок: постоянными гостями усадьбы были Виктор Васнецов и Илья Репин, Михаил Врубель и Василий Поленов, Валентин Серов и Михаил Нестеров. С Абрамцевом связаны хрестоматийные полотна — и целая школа прикладного искусства, традиции которой живы до сих пор. Здесь создавался архитектурный русский стиль: его памятники — терем Ивана Ропета1 и построенная по проекту Васнецова «избушка на курьих ножках» — можно увидеть в усадебном парке.
1Иван Павлович Ропет (настоящее имя — Иван Николаевич Петров; 1845–1908) — архитектор. Учился в Академии художеств у Алексея Горностаева, основоположника русского стиля. В 1867 году уехал в большое путешествие по Европе для изучения современной архитектуры, после жил в Петербурге, но был близок Абрамцевскому кружку Саввы Мамонтова. Построил баню-теремок в Абрамцеве.
Неподалёку от усадьбы — ещё два посёлка с названием Абрамцево, в том числе посёлок академиков: здесь в разное время жили и гостили известные писатели — Юрий Казаков, Венедикт Ерофеев, Александр Солженицын. Ходить в абрамцевский музей, гулять в усадебном парке — важная местная традиция, но слава усадьбы — всероссийская: сюда приезжают отовсюду, в среднем в год у музея — 350 000 посетителей.
Абрамцеву Аксаковых и Мамонтовых посвящена подробнейшая экскурсия: для нас её провела Анна Игоревна Богомолова, старший научный сотрудник музея. К 1843 году, когда Абрамцево купил Сергей Тимофеевич Аксаков, усадьба, появившаяся здесь в XVIII веке, сменила нескольких хозяев. С Абрамцевом связан расцвет аксаковской литературной карьеры. Уйдя с государственной службы, он пишет «Записки об уженье рыбы» и «Записки ружейного охотника»: эти книги — классика рыболовной и охотничьей литературы и превосходная проза. Усадьба расположена на берегу реки Вори, и Аксаков дал здесь волю своей страсти: «Даже старым, немощным, тяжело больным человеком Аксаков ежедневно летом, в любую погоду, выходил из дому с опущенным на почти невидящие глаза защитным козырьком и часами просиживал на берегу Вори… с удочкой в руках», — писал литературовед Семён Машинский в комментариях к «Запискам об уженье рыбы». Обе книги переиздавались при жизни Аксакова, и он вносил в них дополнения: «Сообщаю новость охотникам: в прошлом, 1851 году, ночью на 15 сентября, попал мне язь в три фунта на крючок, насаженный карасём и поставленный на налимов, в яме под вешняком». В соседней главе читаем об упущенном голавле: «Я потерял такую драгоценную для охотника, особенно в такое раннее весеннее время, добычу, что буквально был в отчаянии, да и до сих пор не могу вспомнить этой потери равнодушно, хотя впоследствии утешил себя тем, что написал идиллию «Рыбачье горе».
Люблю я, зонтиком прикрытый,
В речном изгибе, под кустом,
Сидеть от ветра под защитой,
Согретый тёплым зипуном —
Сидеть и ждать с терпеньем страстным,
Закинув удочки мои
В зеленоватые струи,
Вглубь Вори тихой и неясной.
Глаз не спускаю с наплавка,
Хоть он лежит без измененья;
Но вдруг — чуть видное движенье,
И вздрогнет сердце рыбака!
В Абрамцеве Аксаков завершает работу над «Семейной хроникой» и создаёт «Воспоминания» и «Детские годы Багрова-внука», а для своей внучки Ольги пишет сказку, которой суждено было стать самой известной его вещью: «Аленький цветочек». Портреты Ольги и других домочадцев Аксакова можно увидеть на стенах кабинета писателя: его обстановка сохранялась и при следующих владельцах. Здесь же — письменный стол и кресло писателя, книги с автографами, герб рода Аксаковых.
Гостями Сергея Тимофеевича были Гоголь, Тургенев, Щепкин2, Хомяков3, братья Киреевские4. С Гоголем в Абрамцеве связано особенно много воспоминаний. Камердинер Аксаковых Ефим Максимович, которого взяли на службу Мамонтовы, рассказывал о гоголевской проделке: Гоголь расставил вдоль тропинки заранее собранные грибы, и Аксаков простодушно радовался удаче. Мезонин, в котором жил Гоголь, — на втором этаже аксаковского дома: сейчас, во время пандемии, его не показывают посетителям, но для нас открыли. Гоголь легко замерзал, и Аксаков велел отапливать эту комнату летом. На стенах — портреты Гоголя, иллюстрации к его произведениям и виды Италии; есть книга с автографом Михаилу Загоскину5 и дорожная шкатулка для писем, которая, возможно, Гоголю принадлежала. На шкафу стоит копия бюста Гоголя работы Николая Рамазанова — лицо писателя скульптор изваял на основе посмертной маски. Подводя нас к страшноватому бюсту, Анна Богомолова неожиданно вспоминает финал «Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича»: «Скучно на этом свете, господа!»
2Михаил Семёнович Щепкин (1788–1863) — актёр. Начал карьеру с домашнего крепостного театра, играл в Полтавском театре. В 1822-м получил вольную и в этом же году по приглашению переехал в Москву, где до конца жизни служил в Малом театре. Щепкин играл Фамусова в «Горе от ума», Городничего в «Ревизоре». Специально под него Белинский написал пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», а Тургенев — пьесу «Нахлебник». Известный прежде всего по комическим ролям, Щепкин выступал и в трагических амплуа: к примеру, играл Шейлока в «Венецианском купце». Именем Щепкина названо Высшее театральное училище в Москве, одно из главных российских учебных заведений для актёров.
3Алексей Степанович Хомяков (1804–1860) — поэт, публицист, философ. Первые стихи публиковал в декабристском альманахе «Полярная звезда», в 1825 году уехал за границу. Принял участие в Русско-турецкой войне, после которой вышел в отставку. Автор исторических драм «Ермак» и «Димитрий Самозванец». Хомяков — основоположник и теоретик славянофильства. Последние годы жизни посвятил историко-философскому труду «Мысли по вопросам всеобщей истории». Умер, помогая крестьянам во время эпидемии холеры.
4Иван Васильевич Киреевский (1806–1856) — религиозный философ и литературный критик. В 1832 году начал издавать журнал «Европеец», где помещал свои статьи, из-за которых журнал запретили власти. С возрастом Киреевский от западнических взглядов уходит к славянофильству, правда, конфликт с властями повторяется — в 1852 году из-за его статьи закрывают славянофильское издание «Московский сборник». В последние годы жизни Киреевский работает над философской доктриной, разрабатывает концепцию «внутренней цельности» духа, но смерть от холеры не даёт ему закончить работу.