История некогда многообещающего стартапа «Сделано»

ForbesБизнес

Почему Kismet продала сервис по ремонту квартир «Сделано» и при чем тут ПИК

Ксения Демидкина

Один из готовых объектов по ремонту квартир от компании «Сделано» (Фото «Сделано». Капитальный ремонт квартир/Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена))

Основатель журнала «Афиша» Илья Осколов-Ценципер и глава архбюро Lofting Илья Шаргаев создали сервис по ремонту квартир под ключ «Сделано» в 2015 году. За три года стартап увеличил выручку до 285 млн рублей, но в 2018-м столкнулся с кассовым разрывом и в итоге «с дисконтом» был куплен Kismet Capital Group Ивана Таврина. В 2021 году проект снова сменил владельца — сейчас его развивает бывший топ-менеджер Kismet, а все ремонты, заказанные у «Сделано», выполняет «ПИК-Ремонт», выяснил Forbes.

В 2018 году сервис по ремонту квартир под ключ «Сделано» находился на пике роста: достиг годовой выручки в 285 млн рублей, привлек за три года суммарно $5 млн инвестиций и договорился на новый инвестраунд с крупным девелопером. Но сделка сорвалась, «Сделано» оказался в ситуации кассового разрыва, а его основатели, Илья Осколов-Ценципер и Илья Шаргаев, начали экстренно искать способы спасти бизнес.

В начале 2019-го предприниматели продали убыточный сервис «с дисконтом» компании Kismet Capital Group (KSG) бывшего гендиректора «Мегафона» и владельца медиахолдинга «1 Медиа» Ивана Таврина, рассказывает Forbes Илья Шаргаев. Таврин был уверен, что из компании можно вырастить лидера рынка. За год KSG инвестировала в «Сделано» несколько сотен миллионов рублей, но так и не смогла сделать его прибыльным.

В начале 2021 года ремонтный сервис у KSG выкупил ее бывший инвестиционный директор Константин Лиходедов. Он нашел сервису партнера в лице девелопера ПИК; сейчас все заказы на ремонты, которые поступают в «Сделано», выполняет сервис «ПИК-Ремонт», выяснил Forbes. Средства, которые партнер перечисляет стартапу «за генерацию лидов», поддерживают его жизнь «в районе нуля» или с небольшой прибылью, говорит Лиходедов. Он надеется, что проект вскоре привлечет нового инвестора.

Forbes вспомнил историю некогда многообещающего стартапа и поговорил с его бывшими и текущим владельцами, конкурентами и экспертами о причинах неуспеха и возможности привлечь нового инвестора.

Строящийся жилой комплекс застройщика ГК ПИК (Фото Валерия Шарифулина/ТАСС)

Бригада на удачу

Идея стандартизировать ремонт типовых квартир пришла основателю журнала «Афиша» Илье Осколову-Ценциперу в 2014 году. Он рассказал о ней Илье Шаргаеву, партнеру архбюро Lofting, которое занималось интерьерами в премиальном сегменте. Вместе приятели «осмыслили задумку и превратили ее в концепцию конвейерного ремонта», рассказывает в беседе с Forbes Шаргаев. Концепция подразумевала отделку квартир в типовых домах, в предварительно разработанных стилях и с заранее подобранными материалами. Если ограничить набор компонентов, можно сделать ремонты дешевле, качественнее, а сроки — более предсказуемыми, рассуждает Шаргаев: «Миссия виделась нам в том, чтобы сделать отделку квартиры событием в жизни человека — таким же простым и приятным, как покупка нового автомобиля».

По данным СПАРК, в конце 2014 года Осколов-Ценципер и Шаргаев на паритетных правах зарегистрировали под идею ООО «Конструктор ремонта». Шаргаев стал гендиректором этой компании, а Осколов-Ценципер, со слов своего партнера, занялся общей стратегией, брендом и сервисным дизайном. Сам Осколов-Ценципер отказался обсуждать с Forbes вопросы, касающиеся этого проекта.

В начале 2015 года в качестве главного архитектора к проекту присоединился преподаватель Московского архитектурного института и партнер дизайнерского агентства «Ценципер» Марко Михич-Ефтич. Вместе с ним партнеры разработали дизайн-проект отделки для серии панельных домов П-44Т. Затем они проанализировали другие серии типовых домов и в итоге весной 2015 года запустили сервис «Сделано» с возможностью заказать два универсальных дизайна — «Стокгольм» и «Париж», отражающих в общих чертах массовый вкус. Впоследствии Михич-Ефтич, по собственным словам, получил опцион в стартапе и стал отвечать за весь клиентский блок — продукт, маркетинг и продажи.

Основатели вложили в проект около $200 000 из собственных накоплений, писал РБК. По словам Шаргаева, в 2015-м стартап получил финансирование от нескольких частных инвесторов — друзей и первых сотрудников, и общая сумма стартовых вложений достигла $300 000. В мае 2015-го Шаргаев и Осколов-Ценципер зарегистрировали на паритетных правах еще одно юрлицо — «Сделано. Москва».

Первых заказчиков основатели нашли через Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), опубликовав на своих страницах в соцсети посты о запуске сервиса (на Осколова-Ценципера в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) подписаны более 5000 человек, на Шаргаева — более 400). Анонс сразу принес им почти 200 откликов, утверждает Шаргаев. С осени 2015-го «Сделано» начал давать таргетированную рекламу, а к октябрю заключил 20 сделок на ремонт под ключ. Средний чек составлял 1,5 млн рублей, минимальная цена — 589 000 рублей для однокомнатной квартиры площадью 35 кв.м. Если на самом старте «Сделано» брался за отделку квартир только в панельных типовых домах, то вскоре научился работать во всех современных многоквартирных, рассказывает Шаргаев. Заявленный срок ремонтных работ составлял 50 дней.

Кроме «Сделано», с 2014 года в России существовал сервис Radme, на котором клиент мог разместить заказ, а ремонтные бригады и мастера — откликнуться. В 2015 году появился еще один проект, Smetus, который позволял рассчитать необходимое количество материалов и их стоимость в зависимости от планировки и расположения квартиры. Но полных аналогов у «Сделано» на российском рынке не было, утверждает Михич-Ефтич. По его словам, сервисы для автоматизации строительства только начинали свой путь, а рынок выглядел дико: «Либо ты работаешь с архитектором и его прорабом — и это стоит дорого, либо просто ищешь бригаду наудачу».

Команда компании «Сделано» (Фото с сайта sdelano.ru)

Знаковый и убыточный

По данным СПАРК, в 2015 году суммарная выручка двух юрлиц компании составила 11 млн рублей, но их деятельность принесла убыток почти в 21 млн рублей. Шаргаев отказался раскрывать и комментировать любые финансовые показатели «Сделано».

В 2016 году, согласно СПАРК, выручка «Сделано» увеличилась почти до 100 млн рублей, бизнес даже принес прибыль в 2 млн рублей. Но в следующем году произошел откат — до 26 млн рублей выручки и 82 млн рублей убытка. Расходы в период роста финансировали инвесторы: например, в ноябре команда «Сделано» привлекла 20 млн рублей от бизнес-ангелов Алексея Менна и Бориса Жилина, а в июне 2017 года — еще 50 млн рублей от инвестиционного холдинга «Авенир» и венчурного фонда Cabra.vc. Интерес инвесторов был связан с тем, что «Сделано» в те годы был наиболее знаковым проектом на рынке благоустройства, считает основатель сервиса Radme и приложения My Renovation Сергей Азбаров: «Один из наиболее частых вопросов [инвесторов] того времени к сервисам для обустройства дома был: «А чем вы отличаетесь от «Сделано»?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Искусство 2.0 Искусство 2.0

Искусственный интеллект посягнул на святая святых человека — творчество

GQ
Перестают спать и умирают: ужасная болезнь, которую не умеют лечить Перестают спать и умирают: ужасная болезнь, которую не умеют лечить

Симптомы заболевания кошмарны, лечения от нее нет, а прогноз неутешителен

Cosmopolitan
Битва за «йеменский пирог» Битва за «йеменский пирог»

Что происходит в самом несчастном уголке планеты?

Эксперт
Острова открытий Острова открытий

Как спланировать свою поездку на Сахалин, где побывать и что посмотреть?

Отдых в России
Как определить, психопат ли твой кот Как определить, психопат ли твой кот

Большинству котов присущи черты психопатического расстройства личности

Maxim
Мне бы мяса: 4 лайфхака, как выбрать идеальный стейк в магазине Мне бы мяса: 4 лайфхака, как выбрать идеальный стейк в магазине

Как выбрать лучший кусок мяса для стейка и не прогадать

Playboy
Зеркальная материя: чем она отличается от антиматерии Зеркальная материя: чем она отличается от антиматерии

Физики вполне серьезно говорят о зеркальном мире или зеркальной материи

Популярная механика
Профессиональный интерес Профессиональный интерес

Почему компания Fendi не отказывается от использования натурального меха?

Grazia
Поездом, автобусом и инстаграмом Поездом, автобусом и инстаграмом

Сергей Невский о своих любимых аккаунтах

Weekend
Рост на 64%, ESG и новые сервисы: как меняется рынок лизинга Рост на 64%, ESG и новые сервисы: как меняется рынок лизинга

Об ESG-портфеле, проекте «Автомобиль по подписке» и о направлениях отрасли

Forbes
Химики получили первые сэндвичевые комплексы селена и теллура Химики получили первые сэндвичевые комплексы селена и теллура

Химики получили полусэндвичевые комплексы теллура и селена

N+1
Кто обитает в Большом мусорном пятне: путешествие на горах пластика Кто обитает в Большом мусорном пятне: путешествие на горах пластика

Морские животные осваивают мусорный биом, созданный деятельностью человека

Популярная механика
Танцы с огнем: секреты работы фаерщиков Танцы с огнем: секреты работы фаерщиков

Неотъемлемый элемент фаершоу — это пойстеры, люди, которые «крутят» пои

Популярная механика
Веселый-трезвый Новый год: истории людей, которые сознательно отказались от алкоголя в праздники Веселый-трезвый Новый год: истории людей, которые сознательно отказались от алкоголя в праздники

Лови ударную дозу от опытных новогодних трезвенников

Playboy
Биткоин как индикатор общественных настроений: почему российские инвесторы любят криптовалюты Биткоин как индикатор общественных настроений: почему российские инвесторы любят криптовалюты

Интерес российских инвесторов к биткоинам — показатель доверия к власти

Популярная механика
Ядерное движение оказалось важным для фотоионизации молекулы водорода Ядерное движение оказалось важным для фотоионизации молекулы водорода

Физики вынуждены отказаться от знаменитого приближения Борна-Оппенгеймера

N+1
Из-за чего нас раздражают феминитивы: психологический аспект Из-за чего нас раздражают феминитивы: психологический аспект

Что о феминитивах говорит психология

Psychologies
«Третья волна»: история самого жестокого школьного эксперимента «Третья волна»: история самого жестокого школьного эксперимента

Учитель даже представить себе не мог, чем закончится его небольшая постановка

Cosmopolitan
Чистка экосистемы, диалог с ЦБ и борьба с «Яндексом»: что «Сбер» рассказал инвесторам Чистка экосистемы, диалог с ЦБ и борьба с «Яндексом»: что «Сбер» рассказал инвесторам

Сбербанк подвел итоги первого года работы с новой трехлетней стратегией

Forbes
Анатолий Зверев: вечная любовь Анатолий Зверев: вечная любовь

Анатолия Зверева любят многие и по-разному

СНОБ
Как разработчики «Яндекса» создали компанию стоимостью $2 млрд Как разработчики «Яндекса» создали компанию стоимостью $2 млрд

Компания «Яндекс» 13 лет развивала систему управления базами данных

Forbes
9 вещей, которые радуют и раздражают владельцев Toyota 9 вещей, которые радуют и раздражают владельцев Toyota

Легендарная надежность, часы из 1980-х — самые характерные черты Toyota

РБК
Ford Bronco. Ренессанс внедорожной классики Ford Bronco. Ренессанс внедорожной классики

Иконы офф-роуда уходить никуда не собираются

4x4 Club
Праздничный «сезон покупок» может повлечь катастрофические затраты. Страшные, но не для вашего кошелька Праздничный «сезон покупок» может повлечь катастрофические затраты. Страшные, но не для вашего кошелька

Связь между изменением климата и продуктами, которые мы покупаем

Популярная механика
Рагнар Кьяртанссон: Возвращение «Санта-Барбары» Рагнар Кьяртанссон: Возвращение «Санта-Барбары»

Художник Рагнар Кьяртанссон стал главной звездой Дома культуры ГЭС-2

СНОБ
Почему японки не полнеют: 10 секретов стройности, которые стоит запомнить Почему японки не полнеют: 10 секретов стройности, которые стоит запомнить

Почему японки не полнеют, что для этого едят и какой образ жизни они ведут

VOICE
Шестое чувство Шестое чувство

Психолог Ирина Млодик — об умении дружить и о том, как изменилась дружба

Seasons of life
Больше, чем транспорт: как велосипед превратился в идейный символ Больше, чем транспорт: как велосипед превратился в идейный символ

Как люди развивали велосипед и превращали его в символ своих идей

Популярная механика
Про животных и людей Про животных и людей

«Корова» Андреа Арнольд: взгляд на человечество глазами животных

Weekend
Войны с лейблами и возвращение винила: главные музыкальные итоги 2021 года Войны с лейблами и возвращение винила: главные музыкальные итоги 2021 года

О взлетах и падениях музыкальной индустрии в 2021 году

Forbes
Открыть в приложении