Россия и мир | Резонанс
«Гордиться и сохранить — разные истории»
Разговор с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым после публикации «Огонька», посвященной непростой судьбе традиционных народных промыслов
Статья в журнале называлась «Убыточная самобытность» (N23, 2017), и министр решил ответить журналу. Прежде всего потому, что ситуация с отраслью пусть и не простая, но «лечится»: президент дал поручение правительству до конца августа разработать программу по сохранению нашего национального достояния. О том, что планируется сделать, и шел разговор.
— На столе перед вами фарфоровая фигурка Ждуна, раскрашенная под гжель. Почему она здесь?
— Мы выбрали некоторые изделия промыслов для демонстрации: начиная от традиционных, как, например, набор Кисловодского фарфорового завода «Феникс», из которого мы сейчас пьем чай, и закачивая современными разработками, каковым, без сомнения, является «Гждун». Так коллектив Гжели назвал своего Ждуна.
— Почему именно Ждун? У Гжели есть знаменитые петушки и чайники…
— Сегодня образ Ждуна популярен у молодежи. Почему нет? Воплощение интернет-образов в потребительских товарах — тренд последних лет. Фабрика начала производство в апреле и уже реализовала несколько сотен изделий. Значит, товар нашел покупателя. Фигурка расписана в традиционных цветах с использованием элементов, характерных для гжельской пластики. А чайничек в руках у героя и вовсе классика гжели.
— Приходится подстраиваться под конъюнктуру, но ведь это не всегда выручает. Какие промыслы уже на грани исчезновения, а какие еще живы? Есть у Минпромторга такая статистика?
— Конечно. У нас есть реестр, который мы ежегодно обновляем. Производится мониторинг по предприятиям, по субъектам РФ, есть электронный каталог образцов изделий признанного художественного достоинства. Сегодня в реестре Минпромторга около 350 предприятий, производящих изделия народных художественных промыслов (НХП).
— В ассоциации «Народные художественные промыслы России» заявляют, что нет такого промысла, который не находился бы в упадке.
— Хочу обратить внимание, что отрасль НХП представляет собой более 15 видов производств и сильно дифференцирована. Есть крупные предприятия, такие как Павловопосадская платочная мануфактура, Павловский завод металлоизделий, а есть и совсем крошечные мастерские, такие как вологодская кружевная фабрика «Снежинка». Министерство старается найти индивидуальный подход к каждому предприятию. И потому было бы правильно по-другому оценить состояние этой отрасли.
Превалирование ручного труда при изготовлении изделий и длительность производственного цикла делает продукцию промыслов эксклюзивной. Чтобы облегчить положение организаций, мы ежегодно компенсируем их затраты на электричество, газ и уголь, на закупку сырья и материалов, а также на другие виды расходов на производство и реализацию изделий НХП; в прошлом году, например, нам удалось компенсировать страховые взносы во внебюджетные фонды. В этом году в отрасль будет направлено порядка 450 млн рублей. В следующем сумма составит уже более 600 млн.
Но для повышения конкурентоспособности организаций НХП необходима более гибкая бизнес-модель с возможностью диверсификации и автоматизации производства.
Гжельские чашки, например, можно расписывать вручную, а можно использовать вспомогательные технические средства. Или узорчатые скатерти мастерица может два года вышивать, а может за несколько часов вышить автоматическая машина. Никто не ставит под сомнение уникальность изделий ручного производства. С помощью автоматизации производственных процессов мы хотим сделать продукцию промыслов доступной для каждой семьи. Например, Дулевский фарфоровый завод выпускает столовые наборы без росписи, их реализация существенно поддерживает экономику предприятия. А всем известная Хохлома делает деревянную мебель. Если ничего не предпринимать, исход очевиден: народные художественные промыслы — это исторически ручной труд, который без изменений существующих подходов мы можем просто потерять.
Мы предлагаем выход: наладить массовое производство, рассчитанное на широкий круг покупателей, это повысит доходы предприятия и позволит дотировать, а значит, сохранить ручную составляющую. На изделии, сделанном вручную, должно быть написано, что это ручной труд. На произведенном с помощью машины — что это машинная работа.