Культура | Тема номера
Провинция в главной роли
Стартовавший на прошлой неделе 23-й фестиваль «Золотая маска» принес сенсацию: региональные театры на равных конкурируют со столичными и задают тон всему театральному процессу. Так, в номинации «Драма» в список претендентов на «Маску» вошли аж 28 спектаклей (против 19–20 в прошлые годы). И почти половина списка — не Москва и не Санкт-Петербург, а такие города, как Глазов, Кемерово, Норильск, Тверь и Шарыпово, вообще представленные на фестивале впервые. Эксперты говорят о «театральной революции регионов». Почему выражение «культурная провинция» уходит в прошлое, а регионы гордятся «театральным возрождением», выяснял «Огонек»
Про театральное возрождение в глубинке, которая по смелости новаторства конкурирует сегодня с ведущими столичными театрами, Огоньку рассказала председатель экспертной комиссии «Золотой маски» Алена Карась.
— В этом году «Золотая маска» номинировала рекордное количество региональных театров, заговорили даже о своеобразной «театральной революции регионов». Это так?
«Есть общее заблуждение, что провинция является оплотом традиции, что она отвечает за ”скрепы“. Этот вовсе не так. Регионы сейчас как раз совершают новаторский прорыв»
— Все прошедшие годы в стране шла интеграция столичного и регионального театра, экспансия модных фигур и идей из столиц в регионы. И вот сегодня мы видим ее результат. Появилась даже мода на региональный театр. Это может стать сюрпризом для части нашего Минкульта, где до сих пор полагают, будто бы «провинция» является оплотом некой традиции, что она будет нам дарить «скрепы» и консервативные ценности. И, таким образом, «спасать» погрязший в чуждых ценностях столичный театр. Это вовсе не так. Региональный театр оказался в русле новаторских процессов. Сегодня мы все чаще номинируем на «Маску» малые города России — театры там сегодня очень популярны и интересны. В этом году их как никогда много в конкурсной программе «Маски».
— Можно ли сегодня назвать лидеров этой «революции регионов»?
— Конечно. Это Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Воронеж, Пермь. Это крупные города, тут понятно, они держат марку.
— Есть такое представление, что региональный театр в России не может конкурировать на равных со столичными театрами.
— Жизнь опровергает это утверждение. Тут мы наблюдаем два встречных процесса. Благодаря новым информационным технологиям, а также общероссийским площадкам-фестивалям региональный театр сегодня на равных представлен на рынке. Эти площадки — крупные региональные фестивали — «Реальный театр» в Екатеринбурге, красноярская «Театральная весна» или, например, замечательный фестиваль «Новосибирский транзит». Благодаря им у регионов есть возможность конкурировать со столичным театром на равных и даже задавать тон в театральном процессе. С другой стороны, есть такое явление, как режиссерская Лаборатория под руководством Олега Лоевского (основатель и художественный директор фестиваля «Реальный театр».— «О»), которая открывает возможность новаторских постановок режиссеров, выпускников театральных вузов Москвы и Петербурга. Большое количество молодых столичных режиссеров сегодня либо возглавляют региональные театры, либо ставят в них. Так происходит взаимный обмен людьми и идеями.
— Выпускники столичных вузов возвращаются, условно говоря, на малую родину?
— Вовсе нет. Вот, например, Роман Феодори, выпускник петербургской театральной школы. С 2011 года он возглавляет Красноярский театр юного зрителя. Вместе со своим соавтором, художником Ахмедовым, они создали театр высокого, вполне мирового уровня. Критики иногда упрекают его, что он повторяет идеи и ходы выдающегося режиссера Роберта Уилсона. Но у него есть работы совсем в другой эстетике. Он дарит детям возможность видеть такой высокий уровень — искусства, фантазии. Для него это и миссия, и карьерный рост. Окажись он в Москве, он вряд ли бы вышел на такие позиции, а главное — не стал бы лидером огромного региона.
Но есть и другой пример. Родион Букаев, окончивший Суворовское училище и факультет культуры Военного университета Министерства обороны, несколько лет возглавлял театр в Ельце. Он как-то сказал, что хочет потратить десять лет жизни, потому что меньше бессмысленно, чтобы сделать театр в Ельце интересным местом. Таких людей надо на руках носить, потому что их очень мало. Увы, в конечном итоге ни директор театра, ни власти города эту его миссию не поддержали. И Родион, проработав меньше трех лет, уехал из Ельца в Краснодар.
— Есть неудачные примеры экспансии столичных режиссеров, как, например, с Эдуардом Бояковым в Воронеже. Почему в одном регионе складывается, в другом нет?
— У Эдуарда Боякова почему-то не сложилось в Воронеже, в то время как у Михаила Бычкова (руководитель Платоновского фестиваля.— «О») там же — получилось. Сегодня Воронеж считается крупнейшим театральным регионом. Конечно, Платоновский фестиваль во многом получился потому, что губернатор и его супруга проявляют к театру большой интерес.