«В кадре есть мужчина, женщина, и еще я добавил яблоко»

9 февраля в российский прокат выходит новый фильм Вима Вендерса «Прекрасные дни в Аранхуэсе». Обозреватель «Огонька» побеседовала с классиком.

Огонёк

Культура | Персона

«В кадре есть мужчина, женщина, и еще я добавил яблоко»

9 февраля в российский прокат выходит новый фильм Вима Вендерса «Прекрасные дни в Аранхуэсе». Обозреватель «Огонька» побеседовала с классиком.

Под сенью деревьев на террасе двое, мужчина и женщина, ведут откровенную беседу, делясь воспоминаниями, но у интимного разговора есть свидетель. Это писатель, который со стороны наблюдает за парой. Он пишет книгу — то ли подслушивая героев, то ли их воображая.

— Как бы вы описали жанр своей картины?

— Такого фильма, как этот, я еще ни разу в своей жизни не снимал. Не только потому, что в основе сценария лежит текст поэтической пьесы Петера Хандке, написанный для театра, а не для кино; и не потому, что в нем все говорят по-французски; и не потому, что снял я его в формате 3D всего за 10 дней в одном-единственном месте. А потому что эта картина стала первой, которую я могу признать полностью отвечающей моим представлениям. Мой друг, драматург Петер Хандке, называет свою пьесу «Летним диалогом». В нем идет речь о женщине и мужчине средних лет, которые больше не вместе. Они сидят в этом прекрасном саду, который некогда принадлежал знаменитой Саре Бернар, — собственно, этот сад и был создан по ее проекту, как и дом конца XIX века. Вокруг деревья, дует легкий ветерок, вдалеке за полями угадывается Париж. А эти двое сидят в райском уголке и обсуждают личные темы: свой первый сексуальный опыт, отношения между полами и прочие темы. Вопросы задает в основном мужчина. Женщина отвечает, причем с видимым удовольствием. Ей нравится, что ее слушают, нравится предаваться воспоминаниям и самоанализу. Обоим актерам — Софи Семин и Реде Катебу — пришлось учить длиннющие диалоги, а потом в течение двух недель мы их тут же репетировали. Я могу повторить эти диалоги наизусть, даже если разбудить меня ночью, Петер, конечно, тоже. Наверное, впервые за свою карьеру я снял картину с оригинальным звуком, не добавляя звуковую дорожку после съемки. Вначале я немного волновался. Ведь включишь камеру — и может произойти что угодно. Мотоцикл проедет, самолет пролетит или приедут убирать мусор — и оригинальный звук будет испорчен. Сегодня очень сложно найти на нашей Земле такой уголок, где бы царила абсолютная тишина. Но я нашел это место в доме Сары Бернар, от которого до ближайшей дороги 4 км. И диалоги моих актеров нарушили только ветерок и пение птиц, но все это я посчитал необходимым включить в картину. Мы работали по естественному графику: включали камеру в 10 утра, когда солнце появлялось из-за деревьев, и заканчивали съемки, когда оно заходило, в 8 вечера. Солнце светило каждый день. Это был божий дар. Рай на земле.

Вим Вендерс считает свою новую работу «идеальным кино». Caro Images / Zensen / Diomedia

— Премьера пьесы Хандке довольно успешно прошла в театре. Насколько точно вы придерживались оригинала?

— Вы знаете, в театре ведь нет садов и деревьев. Там есть лишь их иллюзия. Чтобы передать пение птиц или шум ветра, используют громкоговорители. Это на самом деле Петер меня начал уговаривать заняться его пьесой… Он хотел, чтобы я поставил ее в театре. И мне она действительно очень понравилась. Но я думаю, что у меня нет дара театрального постановщика. Моя профессия — совсем другой жанр. В общем, я отказался. После чего это произведение довольно успешно поставил на сцене Люк Бонди (1948–2015, швейцарский театральный и кинорежиссер, сценарист. — «О»). Куда мне с ним тягаться?.. А я со временем решил адаптировать пьесу для кино. И, конечно, немного переписал сценарий. Например, я позволил себе вольность и добавил нового персонажа — писателя, которого нет в пьесе. Мне лично всегда казалось, что кто-то создал этих мужчину и женщину, словно они живут только в чьем-то представлении. И этот кто-то и есть мой писатель. Его функция может быть многозначной. Можно представить, что он уже пишет свою книгу и во время процесса подслушал разговор двух незнакомцев, который его заинтересовал. Или же другое. Он сидит перед пустым белым листом бумаги и начинает фантазировать. Выбирайте сами, какая версия вам нравится. Эта идея мне показалась настолько интересной, что я даже представил, что этим писателем являюсь я сам. Поэтому я захотел ввести в картину и другого «персонажа» — музыкальный автомат (Jukebox). Знаете, я жил в то время, когда на музыкальные автоматы в барах тратили гораздо больше денег, чем на заказ напитков. У Петера нет такого автомата в пьесе. А у меня есть. И не только в пьесе. Он даже стоит у меня дома. Поэтому музыкальный автомат является очень личным персонажем для меня. У него также есть своя задача в картине. Мы слышим в картине пять песен. Одни песни противоречат диалогам, другие — их дополняют, а иногда они просто очень романтично звучат, особенно те, которые исполняет Ник Кейв. За неделю до наших съемок в Париже проходил его концерт. В конце Ник сыграл несколько сольных произведений, особенно мне понравилось «В моих объятиях», которое я, конечно же, знал до концерта. Эта вещь для меня — что-то очень личное и эмоциональное. Конечно, я и вообразить не мог, что Ник примет мое спонтанное предложение спеть для нас в «Аранхуэсе». Я не сказал ничего об этом моей съемочной труппе. Сначала все удивились, что в предпоследний день съемок на площадку доставили рояль, который мы едва протиснули через узкий проем в двери. Потом к дому подъехала машина, и из нее вышел Ник. Он спел нам для картины, а потом еще раз, когда мы закончили работу. Мой фильм в этой связи можно также назвать музыкальным. Он открывается песней Perfect day, потому что действие картины происходит «в раю». И вся ситуация напоминает сотворение мира: есть мужчина, есть женщина и еще я добавил яблоко. Во второй части фильма, слушая диалоги героев, мой писатель уже успел разочароваться в любви. Под конец он исчезает в черной дыре, а музыкальный автомат все продолжает играть. Оттуда доносятся слова: «Эй, эй, эй. Нам ничего не осталось сказать. Мир охвачен пожаром. Но я тебя люблю, люблю, люблю». Таким образом, музыкальный аппарат, в отличие от остальных героев, не разочаровался в любви и не сдается. Он полон надежды. Я — большой поклонник пластинок, особенно сейчас, когда к ним прилагаются коды и файлы с цифровыми версиями. Не понимаю, зачем покупать в интернете MP3, когда можно купить пластинку, у вас будет не только тот же цифровой файл, но и красивая вещь дома.

— Собака, которая у вас иногда появляется в кадре, — какое отношение она имеет к раю?

— Вначале собака попала туда случайно. Ее взял с собой на репетицию один из членов нашей съемочной группы. Поскольку пес, которого звали Поло, в течение двух недель прекрасно себя вел, я решил дать ему шанс и снять в картине. И он вполне оправдал мое доверие. Он переставал лаять, когда мы включали камеру, и начинал опять, когда мы заканчивали снимать. Кроме собаки у нас был также кот, которого принесла еще одна дама. И Поло прекрасно поладил с котом. Только кот через неделю сбежал в лес. Поэтому его нет в кадре. И я до сих пор не могу понять, как он узнал, что мы заканчиваем работу. Потому что он явился обратно в последний день съемок. Пришел такой худой, возбужденный. Париж тоже попал к кадр. Он смотрелся мирным и спокойным. Это было еще до теракта, который случился позже. Но наш Париж такой пустынный вовсе не из-за этого. Пустота города связана с писателем, который сидит перед пустым листом и ждет вдохновения. Только когда мы, закончив съемку, позже узнали о теракте, я понял, что мой фильм в чем-то предсказал события будущего. Особенно когда у нас все начинается мирным солнечным днем, а в конце темнеет и подступает черная туча, которая накрывает Париж, поглощает мужчину и уносит его. Но это случайное совпадение.

— Вы используете прием стереоскопии (3D) совершенно в другом, отличном от Голливуда, виде. Как вы вообще воспринимаете технические новшества в кино, влияет ли это на саму работу, может ли заставить вас что-то добавить в картину или, наоборот, от чего-то отказаться?

— Я считаю, что Голливуд не пользуется стереоскопией, а злоупотребляет ей (игра слов — used и abused.— «О»). Считается, например, что лишь у голливудских студий есть монополия на 3D, потому что это дорогая штука и не каждый может ее себе позволить. Это не совсем так. И мой фильм тому пример — как можно использовать стереоскопию в фильме с весьма скромным бюджетом. Когда фильм состоит только из диалогов, нужно как-то поддерживать внимание зрителя, для этого мне понадобилась стереоскопия, чувство пространства — какое бы было у вас, допустим, если бы вы наблюдали за действием на сцене. Ведь в театре между зрителем и актером совершенное другое взаимодействие, чем в кино. Когда вы смотрите картину в стереоскопическом формате, у вас задействованы другие части мозга. В 3D работают две камеры, и их изображения накладываются одно на другое. Как это происходит с глазами человека, способными видеть два различных изображения. И в процессе наложения одного изображения на другое необходима более интенсивная работа мозга, который и создает ощущение глубины, времени и пространства. Кроме того, лишь с помощью этой техники у меня была возможность перенести зрителя в тот райский сад и объемно передать его красоту.

— Вы упомянули, что искали для съемок место, которое находится в отдалении от всех дорог. Это забавно слышать от «короля дорожного кино»!

— Вы правы, никогда еще не снимал такой тихий и статичный фильм. Но мне кажется, что я во время съемок открыл в себе женскую натуру — что-то совершенно противоположное тому, с чего я начинал свою режиссерскую карьеру. Вначале у меня было очень мужское восприятие мира, и я бы сказал, что мои первые роуд-муви полны мачизма, в них не так много женщин и культивируется мужской взгляд на вещи. Думаю, что только начиная с картины «Париж, Техас», где моей героиней стала Настасья Кински, я начал присматриваться к женщинам и понял, что я не боюсь их в кадре. Ведь женщины всегда заставляют нас — мужчин — сомневаться в себе, но также внимательнее задумываться о наших взглядах на разные вещи. Я всегда восхищался такими режиссерами, как Антониони, который обладал необыкновенным талантом трогать женские сердца. У меня такого таланта не было, да и сейчас нет. Вспомнить, например, актрису Ханну Шигуллу в ее дебютном фильме «Любовь» у Фассбиндера. Как ярко и живо он ее там показал... Я тоже снимал Ханну. Но у меня она получилась какая-то статичная... И я понял, в чем моя ошибка: я просто не присматривался к женщинам, я вовсе их не понимал. Так я решил начать учиться жизни у женщин. Поэтому в моей последней картине может показаться, что я отстаиваю женскую точку зрения. Может быть, это и так. Хотя и в этом случае мужчинам женщин не понять вполне, они все равно — разные существа, об этом и речь в фильме. Но я пытаюсь приблизиться к пониманию их натуры. Раньше я слушал «Битлз» или «Роллинг Стоунз», а сейчас мне стала нравиться Джони Митчелл. В конце концов, я понял, что различные полушария моего мозга должны начать работать и помочь мне снимать такие фильмы, которые будут смотреть не только мужчины, но и женщины.

Кроме мужчины и женщины в фильме есть и третий — наблюдатель; возможно, эти двое — лишь его выдумка (кадр из фильма «Прекрасные дни в Аранхуэсе»). Kinopoisk.ru

Визитная карточка

Режиссер от неба

Вим Вендерс родился в 1945 году в Дюссельдорфе. В 1967 году поступил в Высшую школу кино и телевидения в Мюнхене. Там же снимал свои первые фильмы. Признания добился благодаря «Ложному движению» (1975). В 1978 году переехал в Америку. За фильм «Положение вещей» (1981) получил в Венеции «Золотого льва», а за «Париж, Техас» (1984) — «Золотую пальмовую ветвь» в Канне. В 1987 году снял «Небо над Берлином» — самый известный свой фильм. Почетный доктор Сорбонны, профессор Берлинской академии кино и телевидения, президент Европейской киноакадемии.

Беседовала Татьяна Розенштайн

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Таиланд отложил введение туристического сбора для иностранцев Таиланд отложил введение туристического сбора для иностранцев

В Таиланде опасаются снижения турпотока

National Geographic, сентябрь'19
Российские миллиардеры стали лидерами по росту капитала после атаки на Saudi Aramco Российские миллиардеры стали лидерами по росту капитала после атаки на Saudi Aramco

Четыре российских миллиардера в понедельник стали самыми успешными в мире

Forbes, сентябрь'19
Генетик — о том, можно ли обмануть наследственность и изменить свою ДНК Генетик — о том, можно ли обмануть наследственность и изменить свою ДНК

Как информация, заложенная в генах, влияет на IQ и характер будущего ребенка

РБК, сентябрь'19
Нефть, петроглифы, ветер: зачем ехать на Апшеронский полуостров Нефть, петроглифы, ветер: зачем ехать на Апшеронский полуостров

По просьбе «РБК Стиль» журналист Ирина Рубанова съездила в Азербайджан

РБК, сентябрь'19
Страх слепоты: 9 способов избежать ухудшения зрения Страх слепоты: 9 способов избежать ухудшения зрения

Для профилактики болезней глаз и снижения зрения мы делаем преступно мало

Популярная механика, сентябрь'19
«Я так вижу»: наше восприятие создает искаженную реальность «Я так вижу»: наше восприятие создает искаженную реальность

Если мы считаем что-то реальным, это вовсе не означает, что это и правда так

Psychologies, сентябрь'19
Почему нужно есть свеклу сырой: польза и вред для организма Почему нужно есть свеклу сырой: польза и вред для организма

Польза и вред сырой свеклы

Лиза, сентябрь'19
ЦБ вышел на уровень «нейтральной ставки». Как власти будут влиять на экономику дальше? ЦБ вышел на уровень «нейтральной ставки». Как власти будут влиять на экономику дальше?

Почему теперь станет сложнее прогнозировать планы Банка России?

Forbes, сентябрь'19
Кремль отменил массовые беспорядки: что показали суды по «московскому делу» Кремль отменил массовые беспорядки: что показали суды по «московскому делу»

Суд приговорил двух участников акции к реальным срокам за применение насилия

Forbes, сентябрь'19
Electrolux отметил столетний юбилей выпуском коллекции Intuit Electrolux отметил столетний юбилей выпуском коллекции Intuit

Чем хороша новая коллекция Electroluх Intuit

РБК, сентябрь'19
Странное ДТП на парковке: в машину врезалась старая Toyota без водителя Странное ДТП на парковке: в машину врезалась старая Toyota без водителя

Как правильно действовать в сомнительном ДТП

РБК, сентябрь'19
Нет сил заниматься любовью? 5 способов оставаться энергичным в постели Нет сил заниматься любовью? 5 способов оставаться энергичным в постели

Что делать, если сил на любовные игры нет

Playboy, сентябрь'19
Нефть по ударной цене Нефть по ударной цене

Цены на нефть уже выросли более чем на 10%, и это явно не предел

РБК, сентябрь'19
Ученые спроектировали модель черепа общего предка всех людей Ученые спроектировали модель черепа общего предка всех людей

Современный человек целиком сформировался на африканском континенте

National Geographic, сентябрь'19
Культурный размен Культурный размен

Региональные музейные комплексы будет строить компания Геннадия Тимченко

РБК, сентябрь'19
6 ключей, чтобы продлить любовь 6 ключей, чтобы продлить любовь

Шесть моделей поведения, которые делают любовные отношения счастливыми

Psychologies, сентябрь'19
Малышка на миллион Малышка на миллион

Самая богатая девушка в мире Кайли Дженнер показала свой дом в Лос-Анджелесе

AD, сентябрь'19
Провинциальная Россия и запретная рыба Провинциальная Россия и запретная рыба

Глава из книги «Московские истории»

Наука и жизнь, сентябрь'19
Евгения Брик: «Получить предложение сыграть в фильме мужа – большая честь для меня» Евгения Брик: «Получить предложение сыграть в фильме мужа – большая честь для меня»

5 сентября на экраны выходит драма «Одесса» Валерия Тодоровского

Grazia, сентябрь'19
Железное кольцо, сковавшее свободу Уэльса Железное кольцо, сковавшее свободу Уэльса

Строительства таких масштабов средневековый мир ещё не знал

Наука и жизнь, сентябрь'19
Нам во Вьетнам Нам во Вьетнам

Вспоминать студенчество едем в отель-кампус JW Marriott Phu Quoc Emerald Bay

Elle, сентябрь'19
Снять усталость по-китайски Снять усталость по-китайски

Справиться с переутомлением можно с помощью некоторых несложных приемов

Psychologies, сентябрь'19
В дорогу дальнюю В дорогу дальнюю

В коллекции Tag Heuer Autavia долгожданное пополнение

OK!, сентябрь'19
Где Москва Где Москва

Нерезиновая: как избавиться от зависимости

Русский репортер, сентябрь'19
«Счастливы страны, владеющие холодноводными морями» «Счастливы страны, владеющие холодноводными морями»

Глубины морей становятся местом неожиданных столкновений

Огонёк, сентябрь'19
У Христа за пазухой У Христа за пазухой

Как живет самая большая община амишей в Америке

Вокруг света, сентябрь'19
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy, сентябрь'19
В новом формате В новом формате

Гид по Москве: самые модные места и развлечения столицы

Лиза, сентябрь'19
Все фигуранты Все фигуранты

Вспоминаем, кто и за что осужден в рамках «московского дела»

Esquire, сентябрь'19
Митя Фомин: «Я не гинеколог, но посмотреть могу!» Митя Фомин: «Я не гинеколог, но посмотреть могу!»

Певец рассказал о знаменитой пассии и своем секретном оружии

StarHit, сентябрь'19