9 февраля в российский прокат выходит новый фильм Вима Вендерса «Прекрасные дни в Аранхуэсе». Обозреватель «Огонька» побеседовала с классиком.

Огонёк

Культура | Персона

«В кадре есть мужчина, женщина, и еще я добавил яблоко»

9 февраля в российский прокат выходит новый фильм Вима Вендерса «Прекрасные дни в Аранхуэсе». Обозреватель «Огонька» побеседовала с классиком.

Под сенью деревьев на террасе двое, мужчина и женщина, ведут откровенную беседу, делясь воспоминаниями, но у интимного разговора есть свидетель. Это писатель, который со стороны наблюдает за парой. Он пишет книгу — то ли подслушивая героев, то ли их воображая.

— Как бы вы описали жанр своей картины?

— Такого фильма, как этот, я еще ни разу в своей жизни не снимал. Не только потому, что в основе сценария лежит текст поэтической пьесы Петера Хандке, написанный для театра, а не для кино; и не потому, что в нем все говорят по-французски; и не потому, что снял я его в формате 3D всего за 10 дней в одном-единственном месте. А потому что эта картина стала первой, которую я могу признать полностью отвечающей моим представлениям. Мой друг, драматург Петер Хандке, называет свою пьесу «Летним диалогом». В нем идет речь о женщине и мужчине средних лет, которые больше не вместе. Они сидят в этом прекрасном саду, который некогда принадлежал знаменитой Саре Бернар, — собственно, этот сад и был создан по ее проекту, как и дом конца XIX века. Вокруг деревья, дует легкий ветерок, вдалеке за полями угадывается Париж. А эти двое сидят в райском уголке и обсуждают личные темы: свой первый сексуальный опыт, отношения между полами и прочие темы. Вопросы задает в основном мужчина. Женщина отвечает, причем с видимым удовольствием. Ей нравится, что ее слушают, нравится предаваться воспоминаниям и самоанализу. Обоим актерам — Софи Семин и Реде Катебу — пришлось учить длиннющие диалоги, а потом в течение двух недель мы их тут же репетировали. Я могу повторить эти диалоги наизусть, даже если разбудить меня ночью, Петер, конечно, тоже. Наверное, впервые за свою карьеру я снял картину с оригинальным звуком, не добавляя звуковую дорожку после съемки. Вначале я немного волновался. Ведь включишь камеру — и может произойти что угодно. Мотоцикл проедет, самолет пролетит или приедут убирать мусор — и оригинальный звук будет испорчен. Сегодня очень сложно найти на нашей Земле такой уголок, где бы царила абсолютная тишина. Но я нашел это место в доме Сары Бернар, от которого до ближайшей дороги 4 км. И диалоги моих актеров нарушили только ветерок и пение птиц, но все это я посчитал необходимым включить в картину. Мы работали по естественному графику: включали камеру в 10 утра, когда солнце появлялось из-за деревьев, и заканчивали съемки, когда оно заходило, в 8 вечера. Солнце светило каждый день. Это был божий дар. Рай на земле.

Вим Вендерс считает свою новую работу «идеальным кино». Caro Images / Zensen / Diomedia

— Премьера пьесы Хандке довольно успешно прошла в театре. Насколько точно вы придерживались оригинала?

— Вы знаете, в театре ведь нет садов и деревьев. Там есть лишь их иллюзия. Чтобы передать пение птиц или шум ветра, используют громкоговорители. Это на самом деле Петер меня начал уговаривать заняться его пьесой… Он хотел, чтобы я поставил ее в театре. И мне она действительно очень понравилась. Но я думаю, что у меня нет дара театрального постановщика. Моя профессия — совсем другой жанр. В общем, я отказался. После чего это произведение довольно успешно поставил на сцене Люк Бонди (1948–2015, швейцарский театральный и кинорежиссер, сценарист. — «О»). Куда мне с ним тягаться?.. А я со временем решил адаптировать пьесу для кино. И, конечно, немного переписал сценарий. Например, я позволил себе вольность и добавил нового персонажа — писателя, которого нет в пьесе. Мне лично всегда казалось, что кто-то создал этих мужчину и женщину, словно они живут только в чьем-то представлении. И этот кто-то и есть мой писатель. Его функция может быть многозначной. Можно представить, что он уже пишет свою книгу и во время процесса подслушал разговор двух незнакомцев, который его заинтересовал. Или же другое. Он сидит перед пустым белым листом бумаги и начинает фантазировать. Выбирайте сами, какая версия вам нравится. Эта идея мне показалась настолько интересной, что я даже представил, что этим писателем являюсь я сам. Поэтому я захотел ввести в картину и другого «персонажа» — музыкальный автомат (Jukebox). Знаете, я жил в то время, когда на музыкальные автоматы в барах тратили гораздо больше денег, чем на заказ напитков. У Петера нет такого автомата в пьесе. А у меня есть. И не только в пьесе. Он даже стоит у меня дома. Поэтому музыкальный автомат является очень личным персонажем для меня. У него также есть своя задача в картине. Мы слышим в картине пять песен. Одни песни противоречат диалогам, другие — их дополняют, а иногда они просто очень романтично звучат, особенно те, которые исполняет Ник Кейв. За неделю до наших съемок в Париже проходил его концерт. В конце Ник сыграл несколько сольных произведений, особенно мне понравилось «В моих объятиях», которое я, конечно же, знал до концерта. Эта вещь для меня — что-то очень личное и эмоциональное. Конечно, я и вообразить не мог, что Ник примет мое спонтанное предложение спеть для нас в «Аранхуэсе». Я не сказал ничего об этом моей съемочной труппе. Сначала все удивились, что в предпоследний день съемок на площадку доставили рояль, который мы едва протиснули через узкий проем в двери. Потом к дому подъехала машина, и из нее вышел Ник. Он спел нам для картины, а потом еще раз, когда мы закончили работу. Мой фильм в этой связи можно также назвать музыкальным. Он открывается песней Perfect day, потому что действие картины происходит «в раю». И вся ситуация напоминает сотворение мира: есть мужчина, есть женщина и еще я добавил яблоко. Во второй части фильма, слушая диалоги героев, мой писатель уже успел разочароваться в любви. Под конец он исчезает в черной дыре, а музыкальный автомат все продолжает играть. Оттуда доносятся слова: «Эй, эй, эй. Нам ничего не осталось сказать. Мир охвачен пожаром. Но я тебя люблю, люблю, люблю». Таким образом, музыкальный аппарат, в отличие от остальных героев, не разочаровался в любви и не сдается. Он полон надежды. Я — большой поклонник пластинок, особенно сейчас, когда к ним прилагаются коды и файлы с цифровыми версиями. Не понимаю, зачем покупать в интернете MP3, когда можно купить пластинку, у вас будет не только тот же цифровой файл, но и красивая вещь дома.

— Собака, которая у вас иногда появляется в кадре, — какое отношение она имеет к раю?

— Вначале собака попала туда случайно. Ее взял с собой на репетицию один из членов нашей съемочной группы. Поскольку пес, которого звали Поло, в течение двух недель прекрасно себя вел, я решил дать ему шанс и снять в картине. И он вполне оправдал мое доверие. Он переставал лаять, когда мы включали камеру, и начинал опять, когда мы заканчивали снимать. Кроме собаки у нас был также кот, которого принесла еще одна дама. И Поло прекрасно поладил с котом. Только кот через неделю сбежал в лес. Поэтому его нет в кадре. И я до сих пор не могу понять, как он узнал, что мы заканчиваем работу. Потому что он явился обратно в последний день съемок. Пришел такой худой, возбужденный. Париж тоже попал к кадр. Он смотрелся мирным и спокойным. Это было еще до теракта, который случился позже. Но наш Париж такой пустынный вовсе не из-за этого. Пустота города связана с писателем, который сидит перед пустым листом и ждет вдохновения. Только когда мы, закончив съемку, позже узнали о теракте, я понял, что мой фильм в чем-то предсказал события будущего. Особенно когда у нас все начинается мирным солнечным днем, а в конце темнеет и подступает черная туча, которая накрывает Париж, поглощает мужчину и уносит его. Но это случайное совпадение.

— Вы используете прием стереоскопии (3D) совершенно в другом, отличном от Голливуда, виде. Как вы вообще воспринимаете технические новшества в кино, влияет ли это на саму работу, может ли заставить вас что-то добавить в картину или, наоборот, от чего-то отказаться?

— Я считаю, что Голливуд не пользуется стереоскопией, а злоупотребляет ей (игра слов — used и abused.— «О»). Считается, например, что лишь у голливудских студий есть монополия на 3D, потому что это дорогая штука и не каждый может ее себе позволить. Это не совсем так. И мой фильм тому пример — как можно использовать стереоскопию в фильме с весьма скромным бюджетом. Когда фильм состоит только из диалогов, нужно как-то поддерживать внимание зрителя, для этого мне понадобилась стереоскопия, чувство пространства — какое бы было у вас, допустим, если бы вы наблюдали за действием на сцене. Ведь в театре между зрителем и актером совершенное другое взаимодействие, чем в кино. Когда вы смотрите картину в стереоскопическом формате, у вас задействованы другие части мозга. В 3D работают две камеры, и их изображения накладываются одно на другое. Как это происходит с глазами человека, способными видеть два различных изображения. И в процессе наложения одного изображения на другое необходима более интенсивная работа мозга, который и создает ощущение глубины, времени и пространства. Кроме того, лишь с помощью этой техники у меня была возможность перенести зрителя в тот райский сад и объемно передать его красоту.

— Вы упомянули, что искали для съемок место, которое находится в отдалении от всех дорог. Это забавно слышать от «короля дорожного кино»!

— Вы правы, никогда еще не снимал такой тихий и статичный фильм. Но мне кажется, что я во время съемок открыл в себе женскую натуру — что-то совершенно противоположное тому, с чего я начинал свою режиссерскую карьеру. Вначале у меня было очень мужское восприятие мира, и я бы сказал, что мои первые роуд-муви полны мачизма, в них не так много женщин и культивируется мужской взгляд на вещи. Думаю, что только начиная с картины «Париж, Техас», где моей героиней стала Настасья Кински, я начал присматриваться к женщинам и понял, что я не боюсь их в кадре. Ведь женщины всегда заставляют нас — мужчин — сомневаться в себе, но также внимательнее задумываться о наших взглядах на разные вещи. Я всегда восхищался такими режиссерами, как Антониони, который обладал необыкновенным талантом трогать женские сердца. У меня такого таланта не было, да и сейчас нет. Вспомнить, например, актрису Ханну Шигуллу в ее дебютном фильме «Любовь» у Фассбиндера. Как ярко и живо он ее там показал... Я тоже снимал Ханну. Но у меня она получилась какая-то статичная... И я понял, в чем моя ошибка: я просто не присматривался к женщинам, я вовсе их не понимал. Так я решил начать учиться жизни у женщин. Поэтому в моей последней картине может показаться, что я отстаиваю женскую точку зрения. Может быть, это и так. Хотя и в этом случае мужчинам женщин не понять вполне, они все равно — разные существа, об этом и речь в фильме. Но я пытаюсь приблизиться к пониманию их натуры. Раньше я слушал «Битлз» или «Роллинг Стоунз», а сейчас мне стала нравиться Джони Митчелл. В конце концов, я понял, что различные полушария моего мозга должны начать работать и помочь мне снимать такие фильмы, которые будут смотреть не только мужчины, но и женщины.

Кроме мужчины и женщины в фильме есть и третий — наблюдатель; возможно, эти двое — лишь его выдумка (кадр из фильма «Прекрасные дни в Аранхуэсе»). Kinopoisk.ru

Визитная карточка

Режиссер от неба

Вим Вендерс родился в 1945 году в Дюссельдорфе. В 1967 году поступил в Высшую школу кино и телевидения в Мюнхене. Там же снимал свои первые фильмы. Признания добился благодаря «Ложному движению» (1975). В 1978 году переехал в Америку. За фильм «Положение вещей» (1981) получил в Венеции «Золотого льва», а за «Париж, Техас» (1984) — «Золотую пальмовую ветвь» в Канне. В 1987 году снял «Небо над Берлином» — самый известный свой фильм. Почетный доктор Сорбонны, профессор Берлинской академии кино и телевидения, президент Европейской киноакадемии.

Беседовала Татьяна Розенштайн

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Обонятельное прошлое Обонятельное прошлое

Запахи древней Европы как часть культурного наследия

Огонёк
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Время Евы Время Евы

История о том, как ученые всех запутали библейской метафорой об Адаме и Еве

Вокруг света
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться

Щавель насыщен витаминами и органическими кислотами, а потому очень полезен

РБК
Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был

Кто создал iPhone, как он выглядел и сколько стоил

Цифровой океан
Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей

Как Диана Будисавлевич в годы гитлеровской оккупации спасала детей

Forbes
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
«От саванны до дивана: Эволюционная история кошек» «От саванны до дивана: Эволюционная история кошек»

Почему внешность домашних кошек разнообразнее, чем у их предков

N+1
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Обычные подозревающие Обычные подозревающие

10 главных параноиков мирового кино

Weekend
Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли

Как быстро убрать пыль в доме?

VOICE
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Встречаем Пасху Встречаем Пасху

Лови идеи, как необычно покрасить яйца натуральными красителями

Лиза
Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье

Основные причины финансовых разногласий в парах

Inc.
«Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года «Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года

«Претенденты»: злой и хулиганский ромком от Луки Гуаданьино

Правила жизни
Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг

Почему нам всем нужно больше ходить?

ТехИнсайдер
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Первый элемент Первый элемент

Академик Михаил Федонкин — о сформировавшихся под влиянием жизни минералах

Наука
Законодатель, проводник, любовник матери: чем важен отец Законодатель, проводник, любовник матери: чем важен отец

Зачем нам нужен отец?

Psychologies
АКРА прогнозирует в 2024 году очередной рекордный урожай зерна АКРА прогнозирует в 2024 году очередной рекордный урожай зерна

В нынешнем году Россия может собрать второй по объему урожай зерна

Forbes
Как раз и навсегда избавиться от клещей на дачном участке Как раз и навсегда избавиться от клещей на дачном участке

Как быть, если у вас завелись клещи на дачном участке?

ТехИнсайдер
Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет

Октановое число в немалой степени определяет эффективность работы двигателя

РБК
Совладелица WeFamilyGroup — о развитии гастрономии в малых городах Совладелица WeFamilyGroup — о развитии гастрономии в малых городах

Марина Старчикова о том, как как развивается ресторанная индустрия в регионах

РБК
Как узнать где летит самолет — следим за рейсом с помощью смартфона или компьютера Как узнать где летит самолет — следим за рейсом с помощью смартфона или компьютера

Следить за движением любого самолета в мире не сложнее, чем за доставщиком пиццы

CHIP
Одинокий ужас человека Одинокий ужас человека

Почему ни одна антиутопия не обходится без параноика

Weekend
Ученые смогли расшифровать самую загадочную книгу в истории человечества — рукопись Войнича Ученые смогли расшифровать самую загадочную книгу в истории человечества — рукопись Войнича

Рукопись Войнича вот уже 600 лет ставит в тупик криптографов и историков

ТехИнсайдер
Мария Кейдж Мария Кейдж

Модель Мария Кейдж об особенностях диджитал-показов и антитрендах

Grazia
Всего и побольше Всего и побольше

Флекситарианство: вегетарианские ценности без запрета есть мясо

Лиза
Поздравлять бывшего с днем рождения или нет: мнения психологов Поздравлять бывшего с днем рождения или нет: мнения психологов

Нужно ли полностью игнорировать существование бывшего партнера?

Psychologies
Открыть в приложении